Выгоды и издержки либерализации взаимной торговли: теоретический аспект
Либерализация взаимного товарного обмена является важнейшим методом становления и развития интеграционного процесса. Обеспечение свободной торговли в рамках объединения позволяет преодолеть узость национальных рынков, которая тормозит развитие производства, сдерживает приток иностранного капитала. Режим свободной торговли усиливает конкуренцию и неравенство между странами-участницами. В связи с этим возникает необходимость создания механизмов выравнивания выгод и уровней развития, защиты интересов наиболее слабых стран, а также подтягивания отсталых регионов, что требует значительных усилий и затрат со стороны более продвинутых участников интеграции.
Торговая политика формирует основу для дальнейшего развития интеграции. Она образует конкурентную среду посредством либерализации взаимной торговли, которая осуществляется на стадии зоны свободной торговли и/или таможенного союза, общего рынка, сопровождается введением единого внешнеторгового тарифа для стран — участниц таможенного союза и общего рынка и завершается образованием единого внутреннего рынка и введением единой валюты на стадии экономического союза.
В классической теории либерализация торговли (свободная торговля) рассматривается как благо, увеличивающее богатство нации. Только в условиях полной свободы (либерализации), по А. Смиту, страны могут реализовать свои абсолютные преимущества в торговле с другими странами, она позволяет преодолеть узость рынка, способствует развитию разделения труда, улучшению техники, росту производительности труда, ВВП и национального дохода.
Согласно теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо, свободная торговля способствует удешевлению и разнообразию товарного импорта, повышению нормы сбережения и накопления; она позволяет всем странам с выгодой для себя торговать с другими странами, используя обмен продукцией, обладающей сравнительными преимуществами на собственных рынках.
Теория Хекшера — Олина — Самуэльсона гарантирует выигрыш в свободной торговле только экспортерам продукции, произведенной преимущественно на основе избыточных факторов производства; при этом владельцы дефицитных факторов скорей всего, окажутся в проигрыше. В соответствии с теорией, отмена тарифных, а затем и нетарифных, и других барьеров во взаимной торговле стран — членов интеграционных объединений, выгодная отдельным странам и объединению в целом, может нанести ущерб отдельным странам, регионам, отраслям и категориям населения, что требует введения механизма перераспределения доходов в пользу пострадавших за счет успешных партнеров.
В 1954 г. нобелевский лауреат Ян Тинберген (1903—1994) выдвинул идею о негативной интеграции и позитивной интсірации как различных методах строительства интеграции. Он утверждал, что негативная интеграция формирует свободную рыночную среду для бизнеса; она улучшает количественные показатели торговли за счет осуществления мероприятий по устранению действующих механизмов, которые препятствуют свободному обмену товарами, услугами, факторами производства.
Позитивная интеграция, по Я. Тинбергену, определяет модель поведения и качества жизни на всем рыночном пространстве. Она реализуется посредством гармонизации и внедрения общих стандартов организации производства, охраны труда, природной, экономической и социальной среды. Позитивная интеграция означает создание качественно новой экономической среды, разработку и осуществление новых проектов, введение новых механизмов, которые порождают оптимальный режим функционирования национальных экономик и регионального объединения в целом.
Примером негативной интеграции может служить зона свободной торговли в ее простейшей форме, ибо она ничего нового не создает, а предполагает только отмену препятствий во взаимной торговле. Таможенный союз служит примером негативной интеграции в части либерализации взаимной
торговли и одновременно позитивной интеграции в том, что касается введения единого внешнего тарифа в отношении третьих стран. Негативная и позитивная интеграции образуют единый механизм развития и регулирования интеграционного процесса. Негативная интеїрация способствует расширению рыночного пространства, активизации рыночных механизмов, усилению конкуренции.
Позитивная интеграция означает целенаправленное управление интеграционным процессом, которое позволяет исправлять несовершенство рынка, обеспечивать равные возможности для осуществления экономической деятельности, усиливать социально-экономическую направленность и включать новые сферы деятельности в интеграционное развитие. Взаимная либерализация товарных потоков обусловлена потребностями производителей в расширении рынков сбыта и потребителей в расширении предложения товаров по сниженным ценам.
Теории экономической интеграции неолиберального направления выделяют три эффекта: "создание торговли" (trade creation), "смещение торговли" (trade diversion) и эффект "экономики масштаба".
Эффект "создания торговли" означает генерирование новых потоков торговли, которое возникает вследствие устранения тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле стран-участниц и снижает стоимость товаров, реализуемых внутри объединения. В результате спрос переключается с дорогого отечественного товара на более дешевый аналогичный товар страны-партнера. Это способствует ликвидации неэффективных производств, увеличивает рост производства, региональной торговли и потребления.
Эффект "смещения товарных потоков" связан с сохранением национальных тарифов со странами, не входящими в объединение; он отклоняет товарные потоки вовнутрь группировки в ущерб третьим странам. Эффект смещения вызывает переориентацию импорта товаров из третьих стран на продукцию, производимую внутри объединения. Оба эффекта позволяют расширять масштабы национального производства в расчете на совокупный спрос стран-участников интеграционного процесса, подталкивают производителей к сокращению издержек и способствуют увеличению массы прибыли.
Например, импортная пошлина страны А на автомобили равна 20%, страны В — 25%, страны С — 15%. При снижении взаимных таможенных пошлин стран-членов зоны свободной торговли или таможенного союза, например, на 10% в год, более значительным будет каждое снижение самой высокой таможенной пошлины; в нашем примере — это пошлина страны В. Это будет способствовать переориентации экспорта в страну В из стран- партнеров по ЗСТ или ТС.
При введении единого внешнего тарифа, который обычно рассчитывается как среднеарифметический и в данном примере равен 20%, пошлина страны А останется без изменений, страны В будет постепенно снижаться с 25 до 20%, а страны С — повышаться с 15 до 20%. Изменение таможенных пошлин повлияет на импорт стран-участниц из третьих стран: приток товаров в страну В из третьих стран будет возрастать, в страну С — сократится.
Таким образом, с образованием ЗСТ и таможенного союза возникает эффект "создания торговли", меняется направление и наполнение взаимных товарных потоков стран-членов; происходит концентрация торговых потоков и более эффективное распределение ресурсов внутри объединений. Чистым результатом создания новых товарных потоков является рост производства и благосостояния.
Кроме того, создается эффект "смещения торговли", когда товары, произведенные внутри группировки, замещают импортируемые товары и, смещая торговые потоки, подвергают дискриминации третьи страны, что противоречит ст. XXIV ГАТТ/ВТО. Статья требует от таможенных союзов, чтобы в их отношениях с третьими странами эффект trade creation (генерирование новых потоков торговли) не уступал своего места trade diversion (их отклонению вовнутрь группировки в ущерб этим странам).
Стремление преодолеть фактор ограниченности реализуется через эффект "экономики масштаба", который наиболее полно исследован в трудах П. Кругмапа. В процессе взаимного открытия рынков снижается себестоимость единицы продукции, возникают условия для развития экономики, основанной на расширении массового производства. Экономике масштаба, ориентированной на массового потребителя, нужны свободные рынки сбыта, которые обеспечивают зоны свободной торговли и таможенные союзы, где отсутствуют тарифные ограничения и квоты на взаимное передвижение товаров.
Наибольший эффект "экономики масштаба" достигается в экономических союзах, где устанавливаются общие правила перемещения всех факторов и результатов производственной деятельности — товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Экономические союзы позволяют предпринимателям выйти за рамки своих производственных возможностей; открытие рынков и увеличение объема продаж позволяет при снизившейся цене единицы продукции повысить массу прибыли. Экономические союзы способствуют росту занятости, рационализации использования факторов производства, появлению новых рентабельных видов деятельности.
В результате действия эффекта масштаба углубляется международное разделение и кооперация труда, расширяется внутренний рынок каждой из стран-участниц. Общий итог эффектов может быть как положительным, так и отрицательным: создание торговых потоков и смещение торговых потоков несут в себе риски появления неэффективности и снижения стимулов к повышению конкурентоспособности.
В рамках теории внутриотраслевой торговли Б. Балаши и пересекающегося спроса С. Линдерта формируется теоретическое обоснование экономики, основанной на эффекте "разнообразия", широкой номенклатуре одноименных товаров, аналогичных по назначению и отличающихся по дизайну и качественным характеристикам. В производстве подобной продукции на первый план выходит платежеспособность и изменчивость вкусов и предпочтений потребителей.
Экономика разнообразия способствует расширению и диверсификации потоков товаров индивидуального спроса между странами — членами интеграционных объединений. Эффект экономики разнообразия возникает в условиях открытия рынков на основе углубления горизонтальной специализации внутриотраслевого разделения труда и торговли одноименной продукцией.
Конкуренция в производстве технологически близких товаров индивидуального спроса и аналогичного назначения способствует развитию глобальных производственных цепочек добавленной стоимости и созданию межфирменных альянсов. Межфирменное сотрудничество позволяет внедрять новейшие технологии, что способствует повышению качества, снижению издержек производства, стоимости продукции и расширению товарных потоков.