Функции и типология научных теорий

Научная теория выполняет целый ряд гносеологических (познавательных) и прагматических функций, содействующих достижению целей, которые стоят перед теорией. А. Эйнштейн отмечал, что "теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть “логической единственностью”".

Из зафиксированных А. Эйнштейном целей теории вытекают следующие ее функции.

Гносеологическая (познавательная) функция является главной и состоит в стремлении теории (как и науки в целом) к открытию законов изучаемой области действительности. Без установления законов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть и научной теории.

В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

а) объективной, так как выражает реальные отношения вещей;

б) существенной, поскольку присуща всем без исключения процессам данного класса, выражает их глубинную сущность;

в) необходимой, ибо в соответствующих условиях "пробивает дорогу" через цепь случайностей;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области;

д) повторяющейся и устойчивой.

Понятно, что выявить законы исследуемой области может достаточно развитая наука.

Синтетическая (систематизирующая) функция. Ее реализация заключается в процессе анализа, классификации и систематизации многочисленных фактов и первоначально разрозненных фрагментов научных знаний. Такие факты и фрагменты в теории приводятся в логическую взаимосвязь. Системность заключается в том, что разрозненные компоненты знания теория стремится вывести по дедуктивным правилам из общих посылок, в качестве которых выступают аксиомы, основные эмпирические и теоретические законы науки.

Очевидно, процесс такого рода систематизации никогда не может быть завершен и в первую очередь в таких теориях, которые опираются на наблюдения, эксперименты и эмпирические факты. Действительно, новые наблюдения и опыт, равно как и общественно-историческая практика, часто предоставляют ученым такие новые факты (существенно отличающиеся от прежних), которые вынуждают исследователей модифицировать теорию для их объяснения.

Тем не менее системный идеал теории ориентирует исследователей на поиск логической связи между различными компонентами теории, на попытки выведения основного содержания теории из минимального числа аксиом, основных законов и принципов теории. На этом направлении достигается целостное и системное представление изучаемой области науки.

Методологическая функция теории может быть рассмотрена двояким образом. Во-первых, развитая теория позволяет выработать эффективные методы деятельности в различных сферах социальной практики. В этом аспекте методологическая функция смыкается с праксеологической функцией научной теории. Во-вторых, теории высокой степени абстрактности выполняют методологическую роль для теорий меньшей степени обобщения, позволяя путем дедуктивных выводов выявлять характеристики конкретных объектов. Так, общая социология является методологическим основанием для построения социологических теорий среднего уровня: социологии политики, социологии семьи, социологии социальной сферы и др.

Объяснительная функция. Важнейшая гносеологическая функция теории заключается в том, что с ее помощью удается (или не удается, в случае неадекватности теории поставленным задачам) истолковать, объяснить и понять конкретные факты природной, социальной и технической действительности.

Простое накопление и описание фактов еще не делает науку наукой. Факты необходимо осмыслить и истолковать, объяснить с помощью теории.

Прогностическая функция теории проявляется в ее способности предсказывать новые состояния и тенденции исследуемых систем и тем самым прогнозировать будущее развитие событий. Отметим, что для некоторых наук такая функция теории является доминирующей. Примером может служить метеорология.

Праксеологическая (практическая) функция теории проявляется в ее применении для практической деятельности людей в различных сферах деятельности. Имея в виду именно эту функцию, исследователи делают вывод о превращении современной науки в "непосредственную производительную силу", в "непосредственную социальную силу" общества, поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Для теории социальной работы именно эта функция является доминирующей, поскольку конечная цель развития теории социальной работы – формировать основные направления социальной политики и предлагать эффективные модели социальной работы, которые отвечали бы насущным требованиям современного российского общества.

Классификация научных теорий. Научные теории (как и науки в целом), можно классифицировать по различным основаниям.

В качестве важнейшего основания классификации выступает предмет исследования, т.е. тот фрагмент реальности, который изучается этими теориями. По этому основанию выделяются теории:

– отображающие объективные свойства и закономерности окружающего мира: физические, биологические, социальные и другие теории;

– отображающие характеристики и свойства субъективной реальности: мира идей, сознания, мыслей, чувств, эмоций; это теории психологии, логики, педагогики и ряда других наук.

Следующий критерий – глубина раскрытия специфических особенностей и закономерностей изучаемых процессов. С этой точки зрения выделяются теории:

– феноменологические;

– нефеноменологические.

В феноменологических (от греч. phainomenon – являющееся) теориях глубина теоретического освоения ограничивается сферой явлений. Эти теории часто отождествляют с эмпирическими теориями, поскольку они опираются на опыт и наблюдения и в них не вводятся ненаблюдаемые объекты. Как правило, феноменологические теории не прибегают к сильным абстракциям, идеализациям и основанным на них теоретическим понятиям.

Нефеноменологические теории стремятся объяснить наблюдаемые явления с помощью ненаблюдаемых объектов. На этом основании нефеноменологические теории часто относят к объяснительным, интерпретативным теориям, поскольку в них аргументированно интерпретируются утверждения теории посредством обращения к наблюдаемым явлениям.

К феноменологическим теориям примыкают дескриптивные (описательные) теории, в которых описывается и систематизируется накопленный эмпирический материал, а также устанавливаются простейшие логические связи между отдельными фактами и обобщениями.

Такие теории характерны для любой науки на ранней стадии ее развития. Так, современная теория социальной работы во многом выступает как дескриптивная теория, в которой описывается сложившийся к настоящему времени национальный и международный опыт организации социальной работы.

Переход от феноменологических теорий к объяснительным характеризует теоретическую зрелость науки, и в разных науках такой переход по времени не совпадает. Подобного рода переход в системе общественных наук осуществляется до сих пор, а история естествознания (прежде всего физики) дает наглядный пример реализации такого перехода:

Геометрическая оптика может рассматриваться как дескриптивная теория, в которой был точно описан и систематизирован большой эмпирический материал, но не выдвигалось никаких гипотез о природе света и механизме его распространения.

– Корпускулярная концепция И. Ньютона сумела представить свет в виде потока мельчайших частиц – корпускул и на этой основе объясняла законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света, но не могла объяснить интерференцию и дифракцию света.

– Объяснение интерференции и дифракции дала волновая концепция Гюйгенса – Френеля, рассматривавшая свет как волнообразное движение эфира.

– Электромагнитная теория Д. К. Максвелла характеризовала видимый свет как небольшую часть диапазона электромагнитных колебаний.

– Современная квантовая теория света вновь рассматривает его как поток мельчайших частиц – фотонов, которые, однако, обладают одновременно как корпускулярными, так и волновыми свойствами.

Таким образом, с развитием физики одни и те же наблюдаемые световые явления все глубже и полнее объяснялись посредством адекватных оптических теорий, в которых использовались также и ненаблюдаемые объекты: корпускулы, волны, фотоны.

Ярким примером феноменологической теории является классическая термодинамика, которая возникла прежде, чем наука выяснила вопрос о строении вещества. В связи с этим многие наблюдаемые свойства вещества (температура, давление и др.) стали изучать, не зная его строения. Основные результаты содержатся в двух основных началах термодинамики, опираясь на которые, физики построили феноменологическую теорию тепловых процессов. Сущность этих процессов раскрыла лишь молекулярно-кинетическая теория вещества.

Во второй половине XX в. интерес к феноменологическим теориям возрос благодаря широкому использованию в кибернетике, а затем и в других науках модели черного ящика, внутреннее устройство которого исследователю неизвестно, он может лишь манипулировать сигналами, поступающими на вход ящика и наблюдать сигналы на выходе.

Фактически любую теорию, описывающую взаимодействие системы с окружающей средой, можно уподобить "черному ящику" и изучать воздействие среды не только на физические, химические и другие неорганические системы, но также на живые системы, в частности, на уровне их рефлекторных механизмов.

Детерминистические и стохастические теории отличаются точностью предсказаний: детерминистические теории обеспечивают достоверные предсказания, стохастические – лишь вероятностные. К детерминистическим теориям можно отнести классическую механику, теорию электромагнетизма, теорию гравитации и др. Как отмечает Г. И. Рузавин, "методологически верный подход к проблеме детерминистических и стохастических законов и теорий, необходимости и случайности вообще состоит в том, что их нельзя противопоставлять друг другу. Поскольку мир не является ни полностью детерминированным, ни целиком неопределенным и случайным, постольку и детерминистические и стохастические теории не исключают, а взаимно дополняют друг друга".

Формальные и содержательные теории. Первые исследуют общую структуру (форму) изучаемых объектов, вторые – ОГЛАВЛЕНИЕ предметов и процессов.

Теории математики и логики – это наиболее типичные формальные теории. Это отражено и в самом названии формальной логики. Современная математика исследует абстрактные структуры, куда количественные отношения между величинами входят в качестве частного случая. Современная логика разительно отличается от классической аристотелевской логики широтой применения символики и математических методов.

Позитивные и нормативные теории различаются по подходу к явлениям. Так, в современных экономических и социальных науках различают позитивный и нормативный подходы.

Позитивные теории раскрывают фактическое состояние дел в соответствующих социальных сферах и могут оказаться как истинными, так и ложными. В такого рода теориях по-разному объясняется действительность, но в них отсутствуют оценки в терминах соответствующих норм.

Нормативные высказывания включают определенную оценку, учитывающую ценностные ориентации ученого, его взгляды и мировоззрение. Нормативные суждения в отличие от позитивных не могут рассматриваться ни как истинные, ни как ложные.

В частности, сторонники позитивного подхода считают, что экономические теории должны быть позитивными по своему характеру, т.е. опираться на строго объективные методы научного исследования и быть свободными от каких-либо субъективных оценок и норм.

Позитивные теории отличаются от дескриптивных теорий (описывающих явления и процессы) тем, что позитивные теории раскрывают механизм этих процессов.