Функции супервизора и эмпатия
Связь двух указанных понятий подробно рассмотрена в книге Л. Шулмена "Навыки супервизии и управление персоналом".
Управляющий персоналом может выступать в роли супервизора – лица, которому делегированы полномочия направлять, координировать, способствовать эффективной реализации профессиональных навыков и оценивать работу персонала.
Супервизор выполняет три основные функции: административную, обучающую и помогающую.
Эмоциональная поддержка является основополагающей в отношениях супервизора с сотрудником и в значительной мере влияет на выполнение административной и обучающей функций. Суть эмоциональной поддержки в том, что супервизор помогает сотруднику справиться с неизбежно возникающими проблемами, негативными чувствами и тревогой, связанными с новой для него деятельностью. Она способствует развитию у сотрудника чувств его профессиональной значимости, принадлежности к коллективу, профессиональному сообществу, безопасности и защищенности. Более того, сотрудник начинает ощущать себя более свободным в высказывании проблем, в обсуждении своих ошибок. И это значительно облегчает его обучение.
Основная способность супервизора – это способность к эмпатии, поскольку именно работа с чувствами и эмоциями оказывает значительное влияние на работоспособность и эффективность сотрудника.
Наиболее частыми источниками стрессов среди персонала являются:
– давление со стороны администрации, связанное с политикой руководства фирмы;
– пробелы в знаниях, приводящие к производственным ситуациям, вызывающим чувство неуверенности в себе;
– личные отношения подчиненных с администрацией;
– давление со стороны недовольных и враждебно настроенных клиентов организации;
– само ОГЛАВЛЕНИЕ работы и отдельные задания внутри нее.
Вместе с тем эмпатийные, основанные на чувствах и эмоциях отношения между руководством и подчиненными часто игнорируются или отсутствуют. Для этого существует ряд причин, а именно:
– собственные стрессы и проблемы супервизора делают невозможным своевременное распознавание негативных чувств подчиненных;
– более высокое должностное положение супервизора ограничивает его в проявлении эмпатии к подчиненным;
– миф о том, что эмоциональные отношения с подчиненным есть признак непрофессионализма.
По этим и ряду других причин многие супервизоры предпочитают соблюдать дистанцию в отношениях с сотрудниками. И часто это происходит тогда, когда сотрудник более всего нуждается в помощи и поддержке со стороны супервизора.
Еще одной крайностью может считаться применение супервизором так называемых психотерапевтических техник, когда супервизор начинает действовать в стиле психоаналитика, превращает сотрудников в клиентов психотерапии. Особенно это касается профессиональных психологов, работающих в организации. При этом супервизор забывает главную цель своего пребывания в организации – способствовать повышению эффективности работы сотрудников. Здесь не обойтись без понимания того, что ему стоит иметь дело не со всеми проблемами и личностными проявлениями, а лишь с тем, которые важны для достижения указанной цели.
Три основных умения, составляющие способность к эмпатийному отношению:
– умение увидеть чувства сотрудника;
– умение распознать, определить эти чувства и отреагировать на них;
– умение словесно выразить и определить чувство.
Первое умение может быть реализовано в процессе общения с сотрудником, когда супервизор просит его поделиться при описании проблемы не только фактами, но собственными чувствами и эмоциями. Здесь очень важно не превратить эту процедуру в формальную. Поэтому супервизор должен решить, готов ли он внутренне принять чувства и эмоции сотрудника.
Умение распознать чувства сотрудника может быть реализовано с помощью наблюдения слов, жестов, выражений лица, позы, интонации. Их внимательный анализ позволяет понять истинное отношение человека к обсуждаемому событию.
Что касается умения выразить словами чувства сотрудника, здесь следует отметить, что далеко не каждый в состоянии полностью осознать собственные чувства, а тем более выразить их словами. Жесты, интонации супервизора могут помочь человеку в правильном выражении его эмоций.
Просто уговаривания сотрудника не расстраиваться, не обращать внимания бывает мало. Более того, сотруднику может показаться, что на самом деле супервизор его не понимает и уговаривает из формальных соображений. Именно поэтому так важна эмпатийная составляющая, когда супервизор мог бы и сам хотя бы отчасти разделить чувства и эмоции сотрудника.