Функции и структура общения

Согласно работам исследователей в области социальной психологии, в частности Г. М. Андреевой, в жизни человека и общества общение выполняет следующий ряд функций.

1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую-либо деятельность.

2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний. Вне общения человек развиваться не может.

3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.

4. Социальная функция – обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия.

Для обозначения функций межличностного общения, выделим его предметную область:

объединение, создание общности, целостности ("хорошая компания, друзья");

передача сообщений, обмен информацией ("разговаривать, беседовать");

встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер ("глубоко понимать друг друга").

В соответствии с предметными областями, можно назвать такие функции межличностного общения.

1. Контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

2. Информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.

3. Побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

4. Координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

5. Функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний.

6. Эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

7. Функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.

8. Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

В отечественной социальной психологии широкое признание получила аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Структура общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Общение в данном подходе рассматривается как способ связи (обмен информацией) между действующими (взаимодействующими) индивидами, стремящимися к достижению взаимопонимания (воспринимающими друг друга определенным образом). При этом подчеркивается несводимость понятия общения к каждому из трех выделенных в нем компонентов. Вместе с тем такой подход позволяет при анализе целостного процесса общения учесть разработку каждого из компонентов в отдельности.

Существуют и иные классификации структуры общения. Если под структурой понимать совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе, то структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно- содержательных и операциональных аспектов.

Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:

1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);

2) вхождение субъекта в коммуникативную ситуацию;

3) ориентирование в ситуации общения и личности собеседника;

4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);

5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);

6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;

7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

8) корректировка направления, стиля, методов общения;

9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.

Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации, и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении с помощью применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное ОГЛАВЛЕНИЕ. В качестве субъекта общения принято рассматривать человека, являющегося инициатором общения, а также того, кому эта инициатива предназначена.

Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение.

Общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения его внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон.

При этом импрессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потребности и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют, регулируют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с ОГЛАВЛЕНИЕм осознаваемых целей общения.

Основными потребностями общения выступают: потребность в решении предметных задач деятельности, аффилиации (стремление к принятию, страх отвержения), демонстрация Я, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании и т.д. Так, потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что один человек вступает в контакт с другим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания.

Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.

Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и мн. др.

Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое/принимаемое ОГЛАВЛЕНИЕ, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.

Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные.

ОГЛАВЛЕНИЕ общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. ОГЛАВЛЕНИЕм общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. ОГЛАВЛЕНИЕм общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.

Средства общения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому.

Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. (невербальные средства). Информация может людьми транслироваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.

К средствам общения относятся (по Г. М. Андреевой – средства коммуникативной стороны общения):

1) речь – форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга;

2) системы паралингвистическая и экстралипгвистиче- ская – интонация, эмоциональная выразительность, неречевые вкрапления в речь (например, паузы), которые способны придавать разный смысл одной и той же фразе;

3) оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, поза, визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи;

4) система организации пространства и времени коммуникации. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику;

5) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары);

6) ольфакторные (связанные с запахом)[1].

Продуктом общения являются образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения (мысли, чувства, убеждения, установки участников общения). Во взаимоотношениях людей основным результатом общения выступает их интеграция либо дезинтеграция.

Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижения средств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека. Стиль общения – индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.

В социальной психологии принято выделять три уровня общения: межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. При этом наиболее часто предметом теоретического анализа и эмпирического изучения становится межличностное общение, или общение в диаде, которое фактически и рассматривается как синоним понятия общения, если не делается специальных уточнений[2].

На рис. 5.3 представлена общая схема процесса общения, в которой прослеживаются все составляющие данного процесса.

Рис. 5.3. Схема структуры общения