Функции средств массовой информации
До появления работ Г. Лассуэлла (1902–1978) гипотезы о средствах массовой коммуникации, в том числе и Р. Парка, основателя Чикагской школы социологии (1864–1944), проходили апробацию в локальном контексте. Г. Лассуэлл концептуализировал коммуникативную природу СМИ, использовав международный опыт; описал их как пропагандистскую машину; указал на них как на часть политического процесса, как на "контролера", как на средство передачи социального наследия. Он увидел в них координатора отношений различных социальных групп с окружающей действительностью, эмпирически подтвердил идею о том, что в экстремальных условиях СМИ могут использоваться как информационное оружие. Опубликованная в 1927 г. книга "Пропагандистские техники в мировой войне" была новым типом научной литературы, в которой были обоснованы прикладные возможности СМИ.
Как исследователь механизмов коммуникации Г. Лассуэлл был особенно внимателен к инструментам, оказывающим наиболее сильное влияние на человеческое сознание, помогая ориентироваться в окружающей среде, коррелируя реакции различных социальных групп на стимулы, осуществляя связь поколений (Lasswell). Особенность лассуэлловского метода состоит в том, что он не изобрел каких-то специальных методов измерения роли СМИ, а обратился к анализу социального смысла их деятельности. Используя уникальную возможность СМИ канализировать и интегрировать уровни циркуляции информации, он создал модель управления общественными процессами с помощью информации в динамичных условиях. В их основу американский социолог заложил пять адресных вопросов:
– Who says? – Кто говорит? – анализ контроля сообщений;
– What says? – Что говорится? – анализ содержания, контент-анализ;
– In which channel? – По какому каналу? – анализ массмедиа, медиа-анализ;
– То whom? – Кому говорится? – анализ целевой аудитории;
With what effect? – С каким результатом? – анализ воздействия.
По сути, аналитическая пентада Г. Лассуэлла является продуктом социологической обработки универсального правила создания журналистских текстов, которое отформатировал знаменитый британский поэт и журналист Р. Киплинг:
Шестерка бравых слуг моих
Заткнет за пояс сто,
Зовут их "Как" и "Почему",
"Где, "Кто", "Когда" и "Что".
Лассуэлловские оценки СМИ, подчеркивавшие их огромную, самодовлеющую роль благодаря регулярности и скрытой форме влияния, доминировали долгое время. Его методология рассмотрения СМИ как особого коммуникационного механизма, как средства распространения специфически отобранных сведений, как инструмента для подкожной инъекции оказалась очень точной.
Сомнения в воцарившуюся веру в могущество прессы во многом посеял Дж. Гэллап, опубликовав в 30-х гг. исследование об ошибочности методики журналистских опросов, практикуемых журналом "Literary Digest" на протяжении двух десятков лет. В своей диссертации, завершенной в 1928 г., Дж. Гэллап обосновал применение новых технологий для изучения читательских интересов, превратив свой опрос в социальное публичное явление.
Третий (после Г. Лассуэлла и Дж. Гэллапа) социологический взгляд на роль СМИ появляется в 1940-х гг. в исследованиях П. Лазарсфельда (1901 – 1976). Применив популярные в Европе социографические методы изучения общины к электоральной аудитории различных СМИ, он обнаружил более влиятельный источник – "малую группу", в которой "лидер мнений" посредством простого информирования оказывает более жесткое воздействие па свое окружение, чем обработанный газетный текст.
Изучение прямого воздействия прессы и радио на поведение избирателей показало, что лассуэлловский метод "подкожных инъекций" в иной политической ситуации не столь результативен. В то же время идея Р. Парка, акцентировавшего способность СМИ интегрировать различные социальные группы, была "переведена" на язык политических технологий движения к демократии.
Эмпирическая проверка монтажа интеграционных связей с участием СМИ (П. Лазарсфельд уделил этому особое внимание) привела к корректировке представлений об их роли в социально-политических и экономических процессах. Полученные результаты показали, что массовая коммуникация не является основным источником информирования; СМИ не воздействуют на индивида непосредственно; решающее значение для понимания и усвоения индивидом информации, распространяемой по каналам СМИ, имеют социальное окружение и неформальные лидеры (Черных). П. Лазарсфельду также удалось установить, что неформальные лидеры вырастают в малой группе.
Еще одним немаловажным следствием размышлений "чикагских мудрецов" явилось уточнение роли СМИ: закрепление за ними функции транслятора, который посредством перемещения информации "контролирует масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия" (Маклюэн).
Сделанные в середине XX в. обобщения позволили выстроить шкалу базовых функций, которые выполняют СМИ, отражая и сопровождая различные виды человеческой деятельности. Работы ведущих российских и западных исследователей позволяют говорить о информационно-коммуникативной функции; функции социальной адаптации; интегрирующей функции; организаторской функции; функции транслятора идей и ценностей. Теоретики Франкфуртской школы особо выделяли манипуляторную функцию и дезинтегрирующую роль СМИ. Данный подход отражает марксистское понимание общественных процессов, развивающихся за счет энергии борьбы, классового конфликта.
Общим для всех функций СМИ является то, что все они начинают действовать только в тот момент, когда упакованное средствами массовой информации сообщение попадает в общество, в его малые и большие группы. Эти дифференцированные совокупности получателей информации из СМИ аккумулировались в понятии "аудитория". Без нее функции средств массовой информации могут быть рассмотрены лишь умозрительно.
К настоящему времени исследовательский интерес все более связан с проблемой развития человеческой коммуникации, которая, интегрируя людей в глобальное сообщество, фрагментирует практическую деятельность СМИ. Новые информационно-коммуникационные технологии, оцифровка события трансформируют СМИ. В то время как тиражи традиционных средств информации во всем мире падают (в течение 10 лет в России суммарный тираж общероссийских газет сократился в 14 раз (Шкондин)), аудитория потребителей электронных изданий растет. Популярность "ридеров" (электронные устройства для чтения) в нашей стране стремительно увеличивается. По данным компании Smart-Marketing, в 2010 г. их было продано 539 тыс., почти на 300% больше, чем в предыдущем, и на 1000% больше, чем в 2008 г. Согласно годовому отчету State of the News Media организации Project for Excellence in Journalism, в 2010 г. в США ТВ, радио, печать потеряли аудиторию, в то время как спрос на веб-новости вырос на 17%. В феврале 2011 г. австралийский медиамагнат Р. Мёрдок, сориентированный ростом коммерческого успеха "ридеров", объявил о намерении наладить выпуск планшетного новостного издания. Его The Daily, первая цифровая профессиональная iPad-газета, в ежедневном режиме поставляет новости на 100 электронных страницах, частота обновления которых будет зависеть от количества запусков программы [culture]. На перспективность новых медиаустройств обратили внимание и российские СМИ. Новый проект "Московских новостей", стартовавший в марте 2011 г., добавил к традиционной доставке информации (бумажный носитель) еще три версии распространения своей продукции – www, PDA и iPad.
Таким образом, можно сделать вывод, что шкала базовых функций СМИ прирастает функцией участия в создании медиасферы, где информация подвергается превращениям в режиме реального времени. Однако в медийном контексте газеты, телевидение, реклама и прочие единицы этого ряда встроены в технологический порядок перемещения информации, источники которой находятся во внешней среде (Каримова). Поэтому на первый план выходит функция посредника – важнейшая в строительстве "пространства медиа".
Социологическое изучение феномена медиа заложила Торонтская школа социологии, возникшая после второй мировой войны. Ядром исследовательской программы послужила идея основателя школы политэконома и географа Г. Инниса: технологии и коммуникации являются формообразующей силой и действующей причиной эволюции человеческого общества (Innis). Следуя политэкономической традиции, Г. Иннис рассматривал средства массовой информации как формы богатства. Как географ он сделал открытие, приведшее в итоге к созданию Интернета, – обнаружил способность "написанного слова" сокращать пространство (limis). Как социолог он впервые высказывал мысль о том, что смена способа информации и ее носителя приводит к изменению характера политической власти. Он утверждал, что империи, опиравшиеся на письменное слово, расширялись, пока позволяла коммуникационная технология, развитие которой было мотивировано необходимостью контроля элиты за письменным словом. В информационную эпоху этот тезис Г. Инниса раскрывает сложную связь между медиа и различными видами социальной структуры.
Анализ идей показывает правомерность вывода о том, что проблема роли СМИ в политической жизни общества сложилась в социологическую концепцию, а их эмпирическая проверка привела к становлению собственных методов воздействия на социально-политические процессы, массовое сознание и формирование общественного мнения.