Функции семьеведения
В нашей стране научный интерес к вопросам семьи и брака активизировался в конце 60-х гг. XX в., когда началось развитие социологии и социологических исследований. Фамилистика самым тесным образом связана с социологией семьи. Важную роль в создании отечественной социологии семьи сыграли исследования Э. К. Васильевой, В. Г. Голофаста, В. М. Левина, А. И. Пименовой, Н. Я. Соловьева, 3. И. Файнбурга, Λ. Г. Харчева, Н. Г. Юркевича, B. С. Языковой, 3. А. Янковской и др. Следует отметить развитие в России научных школ, обеспечивших появление нового научного направления – теории социальной работы, имеющей важным объектом изучения прежде всего семью и семейную политику. Этой проблематике посвящены исследования Е. И. Холостовой, В. И. Жукова, Г. И. Климантовой, Л. В. Топчия, П. Д. Павленка, О. Г. Прохоровой, Г. Силласте, Е. М. Черняк, Т. В. Шеляг и др.
Наиболее крупный вклад в развитие отечественной социологии семьи внесли: А. Г. Харчев (теория), М. С. Мацковский, А. Н. Антонов (методология и методика), В. А. Сысенко (устойчивость брака), С. И. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, C. С. Седельников (мотивы и причины развода), Л. А. Гордон, Э. В. Клопов (жизненные циклы семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), 3. А. Янкова (городская семьи), М. Г. Котовская, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина (гендерология) и др.
В семьеведении существует около 30 тематических сфер изучения семьи: семейная коммуникация, ролевое поведение, структура власти, государственная семейная политика, экономика семьи, демографический процесс, репродуктивное поведение, мотивация вступления в брак, семья и социальная структура общества, социализация детей, семейный досуг, культура семейных отношений, домашнее хозяйство, качество жизни членов семьи, факторы стабильности семьи, удовлетворенность браком, неполные семьи, гендерные проблемы, семейные конфликты, молодая семья, гомогенная и гетерогенная семьи, этнические и религиозные особенности семейной жизни, семейное насилие, социальное сиротство, старики в семье, семейная девиация и др.
Семьеведение включает несколько десятков тысяч фамилистических работ. В настоящее время усилилось внимание специалистов к вопросам семейной политики, образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, распределению обязанностей по обеспечению семейной жизнедеятельности, сексуальному и добрачному поведению. В отечественной фамилистике в связи с институциональным кризисом общества стали популярными неизвестные в советские времена темы проституции, сексуального насилия, покупного брака, самоубийств, спровоцированных семейными конфликтами, наркомании, гомосексуального поведения. Ждут своих исследователей проблемы, связанные с влиянием изменившейся социальной структуры общества на семью. Нет современных исследований, отразивших семейную жизнь новых элитарных слоев, фермеров, среднего слоя, "новых бедных" и т.д.
Жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей общества и членов семьи, определяют ее функции.
В большинстве фамилистических работ выделяются следующие функции семьи.
1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личном плане.
2. Сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль.
3. Воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества.
4. Регенеративная – передача статуса, имущества, социального положения.
5. Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.
6. Экономическая – получение материальных средств, обеспечение дохода, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
7. Духовное общение – моральная регламентация поведения членов семьи, духовное взаимообогащение.
8. Социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.
9. Досуговая – организация рационального досуга.
10. Эмоциональная – психологическая защита, эмоциональная поддержка членов семьи.
11. Рекреативная – восстановление физического и психологического здоровья членов семьи[1].
Семьеведение предлагает ряд концептуальных подходов при анализе тенденций развития семьи в современную эпоху.
Большинство исследователей считает, что на протяжении почти всего XX в. Россия находилась в кризисе институциональных структур общества. Почти 100 лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере семейных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе. Семья является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демографические процессы и осуществляется передача традиционной информации от родителей к детям. Современная отечественная наука о семье предлагает ряд теоретических подходов при анализе тенденций развития российской семьи. При всем разнообразии мнений они сводятся к трем ключевым позициям.
1. Идет нормальная трансформация традиционной семьи в типично современную под влиянием социокультурной модернизации. Семейные отношения в соответствии с объективным ходом истории подвергаются воздействию нескольких этапов общественного развития, последовательно трансформируясь от семьи в условиях раннего индустриализма к постиндустриальному. Трансформация традиционной семьи оценивается как прогрессивная эволюция, неизбежная иод влиянием объективных факторов. Российская семья в своем развитии включена в общеисторический процесс.
2. Трансформация семьи – мировой процесс; кризис – условие, в котором происходит модернизация российской семьи. Важную роль в функционировании последней играли особенности социальной политики советского государства и идеологические установки антисемейного характера, нацеленные на ликвидацию индивидуального домашнего хозяйства. Данная точка зрения представляется нам самой достоверной в научном отношении.
3. Существует множество современных прогнозов гибели семьи как социального института, близкой агонии семейных форм жизни. Предвестниками скорой гибели семьи сторонники этой позиции считают кризис супружества, связанный с ростом числа разводов, внебрачных семейных союзов, холостячества, т.е. так называемым синдромом status libertatis – состоянием полной свободы личности.
Пессимистические взгляды на будущее семьи высказал знаменитый социолог Питирим Александрович Сорокин, считавший, что негативное воздействие индустриально- урбанистической цивилизации неизбежно превратит семью в бездетное сожительство мужчин и женщин, где дом будет только местом встреч для сексуального общения.
Идеологи левого, революционного толка рассматривают семью как консервативный феномен, который мешает расцвету личности, поэтому анархический авангард с энтузиазмом приветствует теории гибели семьи. С критикой вульгаризаторских идей исчезновения семьи выступил известный западный социолог Уильям Огборн, предложив с позиций неофункционализма теорию "перехвата" семейных функций обществом, оценив этот процесс как прогрессивный и ведущий нс к ликвидации семьи, а к трансформации ряда семейных функций, совершенствованию качества жизни семьи.
В течение всего XX и начала XXI вв. происходит все более тесное совмещение функций общественных институтов с семьей в деле образования и воспитания, защиты и охраны членов семьи, питания, бытового обслуживания, организации досуга и т.д.
"Перехват" семейных функций обществом лишь улучшил бытовое положение семьи и расширил круг духовных потребностей ее членов.
Состояние прогностических концепций современного развития семьи отражает недостаточную степень изученности этого вопроса. По нашему мнению, теории гибели семьи являются вульгарными мифами анархистского толка. Семья является огромной общественной ценностью, определяющей, в конечном итоге, планетарную судьбу человечества. Семья предназначена для удовлетворения потребности всего рода людского в самосохранении, она продолжает жить и развиваться вопреки пессимистическим прогнозам.