Функции религии
Структурируя культурологическое видение сферы религиозного, рассмотрим религию через функции, которые она выполняет в культуре.
1. Ценностно-нормативная, или аксиологическая, функция задает личности и обществу нормы морали и нравственности, поскольку в религиозных учениях сконцентрирован нравственный опыт человечества.
2. Психологическая функция способствует самоутверждению личности в вечности, в преодолении страха смерти. В разных религиях страх смерти преодолевается по-разному. В христианстве и исламе – через утверждение бессмертия души и ее жизнь в ином мире, в буддизме – через бесконечные перерождения в этом мире. Психологическая функция помогает переживать страдания и неудовлетворенность жизнью, сглаживает остроту переживаний, в том числе связанных с социальным неравенством.
3. Онтологическая функция помогает человеку обрести смысл жизни через служение Богу, стремление к Богу, соединение с Богом в качестве цели своего существования как соответствие высшему Божественному идеалу. При этом не важно, где верующая личность размещает Бога, – в себе, в необозримом Космосе или вообще в ином непостижимом мире. Важно, что виртуальное общение с ним позволяет ему быть, влиять и, значит, действовать.
4. Социальная функция. Как отмечал Э. Дюркгейм, религия отвечает важной социальной потребности обеспечения солидарности в обществе, его целостности. Религия может консолидировать небольшие группы людей, этнические общности, многомиллионное население, т.е. часть социума, в том числе в противостоянии остальным. В выполнении своей общественной функции она использует разнообразные способы воздействия на личность, ее психическое состояние, ее мировоззрение, бытие. Религия срасталась с искусством, с наукой, в какие-то периоды даже поглощала их. Сила ее влияния многократно увеличивалась благодаря использованию эмоционального канала – воздействию на личность не только через разум, но и через чувства. Социальная функция религии реализуется в основном через церковь. С другой стороны, и власть использует церковь для управления обществом.
5. Идеологическая функция оказывает влияние на верующих не только в рамках церковной организации, но и через социум. Иерархи церкви используют религиозную идеологию как инструмент для влияния на власть и жизнь общества в целом. Религия – мощная, развитая идеология, основанная на вере и потому наиболее принимаемая обществом и наиболее действенная.
6. Символическая функция играет ключевую роль в утверждении и поддержании общих представлений посредством развитого знаково-символического пространства, структурирующего окружающий человека мир – как природный, так и социальный.
Религия и магия
Магия (от лат. magia – колдовство, волшебство) – это индивидуальные или коллективные действия, призванные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы в дополнение к различным видам человеческих практик – хозяйственной, лечебной, охранительной, молитвенно-религиозной и т.п. В магии используются заклинания, ритуальные пляски, молитвы, привораживания и другие ритуальные действия.
Магия – это совокупность достаточно разнообразных практик, выраженных в разных типах магической деятельности. Наиболее распространена в современной культуре типология, разделяющая магию на белую (целительную) и черную (порча, наговор, сглаз). В основе такого разделения лежит антиномия добра и зла.
По поводу места магии в культуре, ее соотношения с религией, с одной стороны, и с наукой – с другой, имеются различные суждения, это одна из самых спорных и неясных тем. Так, Н. Зёдерблом в работе "Становление веры в Бога" дискутирует со вполне тривиальным суждением: магия – предшественница религии. Делать из магии ступень, предшествующую религии, считает он, значит ставить проблему с ног на голову, ибо уже первобытный человек осознает в своем духовном мире некую противоположность между магией и религией. Магия по отношению к религии вторична. Все религии преследуют практические цели, не переставая от этого быть религиями. Австралиец торжественно проводит пантомиму в масках, чтобы обеспечить для соответствующего клана необходимое пропитание. Прежде чем начать строительство, первобытный человек приносит жертву, чтобы оно прошло успешно. Э. Дюркгейм говорит, но сути, об этом же: огонь чествуют не ради дождя. Его чествуют потому, что так поступали предки, потому что продолжать поступать так – это очень почтенная традиция, и в силу этого после совершения церемонии люди возвращаются с чувством морального удовлетворения. Иначе говоря, магические действия осуществляются, скорее, по традиции, что имеет следствием психологическую устойчивость.
Дж. Фрэзер в книге "Золотая ветвь" полагал, что древний человек, имеющий архаическое сознание, видел мир целостным, взаимозависимым, взаимообусловленным. Важной особенностью этого мышления была ориентация на мистические причины: все может перевоплощаться. Животные и люди воспринимались в единстве, в рамках которого существовала возможность перехода из одного облика в другой. Постепенно формировались представления о "сверхъестественном" – а это и есть основа магии, позволяющей человеку воздействовать на окружающую среду. Следовательно, именно магия, считал Дж. Фрэзер, – предшественница науки, потому что исходит из тех же оснований: все связано причинно-следственной связью.
Э. Кассирер считал этот тезис несостоятельным, как, впрочем, и другой: разочаровавшись в магии, человек открыл религию. Магия должна была потерпеть крах, чтобы могла появиться религия. И хотя принято считать, что религия – это символическое выражение высших моральных идеалов, а магия – совокупность грубых суеверий, трудно отделить одну от другой. Кроме того, нет сведений, что существовала эпоха магии, а за ней шла эпоха религии. Э. Кассирер не разделяет тезиса о том, что религия не имеет теоретических целей, а только выражение этических идеалов. Но если обратиться к первобытной религии, напоминает он, можно обнаружить и теоретическую, и практическую функцию религии, которая отвечала на вопросы о происхождении мира и человеческого общества. Социальную функцию имела и магия: люди, исполнявшие магические танцы, сливались друг с другом и со всеми вещами в природе, когда исчезает пространство и время. Религия использовала эти глубочайшие инстинкты и направляла их в новые русла.
Джордано Бруно в "Тезисах о магии" возносит на небо магическую деятельность, соединяет вещи, гармонизирует противоположности, умиротворяет земную борьбу и создает из разрозненных мотивов прекрасные созвучия. Именно магия, творя чудеса, проникая чарами и обольщением в сердца людей, коренным образом реформирует земной град.
Существует версия, что слово "математика" происходит от матесиса, что означает магию, придающую необходимость случайным вещам. Другая версия слова "матесис" (в переводе на лат.) – "учение" или "дисциплина". Такая математика включает четыре науки: геометрию, арифметику, музыку и астрологию. Немецкий философ Агриппа (1486-1535) в юности лелеял надежду осуществить великий синтез физики, математики и теологии в рамках магической науки, в соответствии с тройственной структурой мира – физического, небесного и духовного – открыть тем самым законы всего мироздания. Он был довольно долго убежден в совместимости магии, науки, христианства и церковной доктрины. Но в дальнейшем, разочаровавшись в возможностях магической науки, даже написал труд по ее разоблачению – "Тщета и ненадежность наук и речь в свою защиту", где он говорит о невозможности получения достоверных результатов с помощью магии, о случайности и непредсказуемости этих результатов, методологической слабости и враждебности христианству. Первым примером ложной магии является астрология.
Отличие магии от науки состоит в том, что магическое мышление безразлично к противоречиям (в то время как науку, наоборот, противоречия питают), так как чувственное преобладает над логическим, иррациональное над рациональным. Кроме того, магия не используется для практической, повседневной жизни. Она предназначена для высших целей, для смелых и опасных предприятий. И техника магии требует сильного сосредоточения. Магия учит человека быть уверенным в своих силах – быть не просто существом, которое подчиняется силам природы, а управлять ими и контролировать при помощи духовной энергии.
В любом случае следует согласиться с Дж. Пико делла Мирандолой и многими другими исследователями в том, что магия и религия неразрывно связаны друг с другом: наивное всемогущество магии, видение всех вещей мира в их взаимодействии связует магию с "протонаучными" формами знания, такими как оккультизм, герметизм, алхимия.
Подведем итоги. Итак, религия начинается тогда, когда человек осознает границы своих возможностей, обнаруживает свое бессилие и благоговейно покоряется чему-то сверхчеловеческому. Выполнение предписанных религиями правил – это нечто большее, чем разумный расчет. В них – сверхчеловеческая сила, благодать и опасность, которые, по существу, стоят над человеком.
В наше время столь же много проявлений религии – от явной первобытности и язычества до изощренной мистики и могучего нравственного убеждения. Однако эти позиции, подкрепленные религией, подчас, как взаимоисключающие, конфликтуют между собой, вовлекая в эти конфликты сотни тысяч людей. И нет иного способа соотнесения сформированных в различных культурах представлений и традиций, как этика взаимодополнительности, терпимости и компромисса.