Функции политической социализации
В целенаправленной деятельности по укреплению системы политической социализации важен координированный учет всех ее функций.
• Информационная функция: посредством этой функции осуществляется передача человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, правильной ориентации в вопросах социальной жизни.
• Ценностно-ориентировочная функция, в ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентаций.
• Установочно-нормативная функция направлена на выработку у формирующейся личности определенных установок на восприятие и потребление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политических отношениях.
Итоговая цель реализации всех функций политической социализации – формирование политической культуры личности, воспитание гражданина соответствующего государства. Таким образом, результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели стали устойчивыми и работающими элементами.
Типы политической социализации
В настоящее время в политической науке выделены следующие наиболее существенные типы политической социализации.
• Гармонический тип политической социализации характеризуется складыванием нормальных отношений человека к институтам власти, уважительным подходом к существующим порядкам в обществе, государственному устройству, стремлением к выполнению своих гражданских обязанностей.
• Гегемонистский тип характеризуется резко критическим отношением человека к любым политическим порядкам, властям, политическим системам, кроме тех, которые предлагаются им. Этот тип претендует на особую роль своей собственной персоны в политической жизни общества, в оценке всего происходящего.
• Плюралистический тип представлен демократической личностью, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других граждан и готова изменить свои политические взгляды, оценки, если ошибочность их будет доказана.
• Конфликтный тип тяготеет к разжиганию противоречий в коллективе, созданию противостоящей ему группировки в целях достижения своих интересов и целей.
• Конъюнктурный тип-, политические взгляды и поведение личности такого типа всецело зависят от ситуации, к которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Наиболее яркая отличительная черта этого типа – беспринципность.
Существует и другая типология, которая рассматривает воздействие политической социализации не только на формирование вышеупомянутых личностных качеств человека, но и на пробуждение, развитие его способностей осуществлять либо административную, либо пропагандистскую, либо теоретическую или иную политическую деятельность.
Политическая индифферентность
Главная задача политической социализации – формирование устойчивых ценностных воззрений самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических ориентиров. Однако в последнее время серьезный интерес вызывает такое явление, как политический индифферентизм, т.е. безразличие к политике, нежелание принимать в ней участие. Особенно зримо он проявляется в абсентизме – уклонении избирателей от участия в голосовании, хотя политический индифферентизм может принимать и другие, менее явные формы.
Политическая индифферентность – явление столь же давнее, как и сама политика. Еще Перикл, которому история приписывает роль основателя афинской демократии, столкнулся с нежеланием некоторых граждан посещать народные собрания и пользоваться политическими правами. В современных условиях политическая индифферентность становится явлением массовым даже в странах с устойчивыми и длительно существующими демократическими режимами. Французский политолог П. Ломэн вообще считает, что политически индифферентных граждан большинство.
Политические режимы по-разному реагируют на политический индифферентизм. Например, в тоталитарном режиме политическая индифферентность рассматривается на уровне государственного преступления. Любовь к власти, к вождю, к государству должна быть выражена активно, публично, окрашена верноподданническими настроениями. Авторитарный режим, руководствующийся принципом "разрешено все, кроме политики", предпочитает иметь дело с политическими конформистами, на худой конец с политически индифферентными гражданами, лишь бы они "не лезли" в политику.
Проблема политического индифферентизма представляется непростой и для демократического режима. На первый взгляд демократии как власти народа, осуществляемой самим народом и для народа, присуща высокая политическая активность граждан и чужд индифферентизм, – ведь это их власть, открытая для всех. Однако еще Ж. Ж. Руссо обратил внимание на то, что самые демократические процедуры даже на уровне прямой демократии чреваты искажением воли народа. При демократическом режиме никакой закон не правомерен, если он не может трактоваться как вытекающий из народного решения, но само народное решение есть лишь выражение воли большинства. Проблема политического большинства и его взаимоотношения с оппозиционным меньшинством – одна из серьезных проблем функционирования демократического режима. Перед демократическим режимом всегда стоит опасность возможной конформистской деформации народовластия либо перерождения демократии в охлократию (власть толпы). Поэтому в процессе политической социализации приходится решать очень сложную задачу, заключающуюся в том, чтобы, с одной стороны, вовлечь личность в политический процесс, а с другой – снять излишнюю политизацию общества, снизить ее критический уровень.
Процесс политической социализации исторически обусловлен, определяется особенностями политической системы, а также закономерностями психологического восприятия объективных факторов конкретной личностью.