Функции обучения
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения функции процесса обучения являются его свойствами и обусловливают комплексную реализацию всех его компонентов, направленных на творческое саморазвитие личности учащегося. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.
1. Образовательная функция. Процесс обучения направлен прежде всего на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. В педагогике знание определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные (интериоризованные) знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Иными словами, в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе. Учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умеют ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Эти знания становится достоянием личности учащегося, входят в структуру ее познавательного опыта, в способность мобилизовывать прежние знания для решения оригинальных задач, поиска дополнительной информации и добывания новых знаний. В соответствии с образовательной функцией предполагается, что обучение направлено также на формирование у учащихся умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание; это как бы знание в действии, умелое действие, направляемое четко осознаваемой целью. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование, организация самостоятельной работы и др.
2. Развивающая функция. В процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер, эмоционально-мотивационной сферы личности. Отечественной психологической школой, педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л. С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает в первую очередь благодаря содержанию образования, во вторую очередь благодаря тому, что учение является деятельностью, а личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности. Развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность, которая развивала бы у него сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.
Развивающая функция обучения наиболее успешно реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин – "развивающее обучение". В 1960-е гг. Л. В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения, направленные на развитие восприятия, речи, мышления школьников, способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, II. А. Менчинская и др.). Благодаря этим исследованиям отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), методы проблемного обучения (Μ. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.
Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее, в первую очередь умственное развитие ученика: обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и т.д.; способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов; ставить цели и находить способы их достижения, проверять результаты собственной деятельности.
Как известно, развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих чувств. Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре, с другой стороны, обеспечить активное и всестороннее физическое развитие обучающихся, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности. Развитие эмоциональной сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также одной из задач обучения. В дидактике имеются примеры таких методических систем, которые направлены на достижение именно этой цели (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, И. П. Волков).
Таким образом, всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
3. Воспитательная функция обучения. Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является такой же объективной закономерностью, как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и т.п.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения направлена на формирование нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Воспитывающим фактором обучения является прежде всего ОГЛАВЛЕНИЕ образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах: ОГЛАВЛЕНИЕ учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит как и от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, так и от особенностей класса, группы, места и времени обучения и т.п. ОГЛАВЛЕНИЕ дисциплин естественно-научного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую па формирование учащихся, является характер общения учителя и учащихся, психологический климат в классе, учебной группе, взаимодействие участников в процессе обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя с учениками является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.
Таким образом, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала; во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах. Следует, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не закапчивается в ней, поэтому не рекомендуется полностью подчинять процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования учащихся, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика.
Также необходимо иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и, наоборот, без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества обучение невозможно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда не приносящая, поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека.
Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения
Итак, педагогической наукой выделены три функции обучения. Они находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства. Как отмечает Ю. К. Бабанский, функции обучения реализуются на практике:
а) комплексом задач учебного занятия, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников;
б) таким ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе учебного занятия какие-то из них будут решаться в большей или меньшей степени;
в) единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения;
г) в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.
Этим и определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.