Функции морали

Реальная роль морали как важнейшего регулятора общественной жизни отражена в ее социальных функциях, т.е. основных ролях, которая она выполняет в жизни человечества, общества и каждого человека в отдельности. Своеобразие воздействия морали на человека проявляется в полифоничности, целостности ее функционирования и неразделенность ее функций.

К основным функциям морали обычно относят:

— регулятивную;

— ценностно-ориентационную;

— социализирующую.

Выполняя регулятивную функцию, мораль выступает в качестве одного из основных средств социальной регуляции поведения отдельных людей, социальных групп и всего общества, утверждая императивный характер морали как вида социального управления. В то же время осуществляется саморегуляция личности и социальной среды в целом.

Ценностно-ориентационная функция морали выражается в том, что любой поступок человека оценивается через сравнение должного и сущего, реального поведения и ценностей и идеалов, которые формируются не только в общественном мнении, но и в структуре личных моральных убеждений индивида, осуществляющего оценку событий и явлений окружающего мира, поступков других людей, а также самооценку в соответствии с ориентацией на представления о чести, добре, справедливости, составляющие в качестве моральных ценностей фундамент морали.

В процессе моральной саморегуляции личность самостоятельно ориентируется по нравственным ценностям — жизненно важным для человека ориентирам, заложенным в морали. Таким образом, профессиональная мораль дает человеку ориентиры, касающиеся нравственного смысла его поступков.

Социализирующая функция обеспечивает включение человека в социальную среду через принятие и интериоризацию норм общественной, профессиональной или групповой морали, способствующее гармонизации взаимоотношений в социальной среде.

Характеризуя полифункциональность морали, ученые выделяют также следующие функции:

— воспитательную;

— познавательную;

— коммуникативную;

— интегративную;

— социального контроля и др.

Воспитательная функция. Воспитательная функция морали и состоит в том, чтобы "научиться быть человеком". По словам Э. Фромма, "человек — не то, что он есть, он таков, каким может стать. Он может обрести себя, обогатить свое существование или самоутратиться".

Воспитание, основанное на взаимопонимании и взаимном уважении, бережном отношении к личному достоинству человека, эмпатии, составляет фундамент культуры нравственного сознания и поведения личности, формирование которой продолжается всю жизнь и на всех этапах ее социализации в процессе этического и этико-профессионального развития, самовоспитания.

Познавательная функция. Через оценку своих и чужих поступков человек приобретает знания о должном, усваивает их, познает необходимость следования установленным требованиям. В этом процессе усвоения знаний о должном, осознания их глубинного смысла и формирования готовности следовать им в своей жизни происходит становление культуры нравственного сознания личности.

Коммуникативная функция. Усвоение знаний о должном происходит в процессе взаимодействия с другими людьми, оценки их реальных поступков на основе соотнесения их с установленными требованиями общественной морали, профессиональной этики, правил общепринятого этикета.

Функция социального контроля. Для устранения социальных отклонений в целях обеспечения устойчивости и интегрированность социальной системы мораль выполняет функцию социального контроля, обеспечивая управление социальными процессами и поведением людей.

Интегративная функция. Благодаря этой функции морали члены социальной группы обретают "чувство общности", сопричастности к общему делу, формирующей понятие "мы".

Компенсаторская функция. Формируя культуру нравственных чувств, мораль посредством компенсаторной функции выступает в роли своеобразной "отдушины" в условиях безличных отношений, способствуя сближению людей, созданию атмосферы доверительности, чувства психологического комфорта и личной защищенности.

Выделение определенных функций морали достаточно условно, так как в реальности они тесно переплетены между собой. Именно в этой целостности функционирования проявляется своеобразие воздействия морали на человека

Степень освоения одобряемых обществом ценностей, принципов, норм и правил поведения определяет уровень нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности — характеристика ее нравственного развития, отражающая степень освоения морального опыта общества, способность и готовность органично и последовательно реализовать в своих поступках, поведении, взаимоотношениях с другими людьми принятые и одобряемые обществом ценности, принципы и нормы.

В нравственной культуре личности в целостной системе представлены три взаимосвязанных составляющих:

1) культура нравственного сознания, включающая этическое знание, степень его усвоения и умение пользоваться этим знанием в условиях морального выбора, применяя нравственные нормы к особенностям сложившихся ситуаций;

2) культура чувств, выражающаяся в способности человека к эмпатии, "моральному резонансу";

3) культура поведения, отражающая степень реализации в моральной практике освоенного личностью этического знания, превращения его в повседневную норму поступка, а также уровень освоения правил этикета, регламентирующих форму и манеры поведения личности.

Единство глубоких, осмысленных знаний, развитых, утонченных чувств и соответствующих им практических поступков и действий характеризует высокую степень зрелости нравственной культуры личности. Отсутствие элементарных этических знаний и нарушение общепринятых нравственных норм человеческих отношений говорит о низком уровне нравственной культуры человека.