Функции молодежного предпринимательства
Предпринимательство и малый бизнес выступают стимулом для совершенствования профессиональных навыков в различных областях деятельности, поскольку интересы развития бизнеса требуют от молодых людей постоянного повышения квалификации, приобретения новых знаний. В частности, в развитых странах подготовка граждан к возможному занятию малым предпринимательством начинается еще в высших и средних учебных заведениях, для желающих создаются кружки и дополнительные занятия по основам предпринимательства. В настоящее время и в России создаются специальные курсы и отдельные специализации в институтах и университетах, целью которых является подготовка высококвалифицированных молодых управленцев предприятий.
Среди социальных функций малого бизнеса, безусловно, обладающих позитивным значением для общества, особенно в кризисные моменты его существования, можно выделить следующие.
1. Креативно-реализационная: именно посредством формирования малого бизнеса, организации "своего дела" многие молодые люди, обладающие определенными амбициями и творческим потенциалом, самореализуются, претворяют в жизнь свои идеи, одновременно повышая свое материальное благосостояние и принося пользу обществу.
2. Социально-адаптивная: предприятия малого бизнеса в большей степени, чем крупные компании, склонны к предоставлению рабочих мест социально незащищенным категориям населения, начиная от учащейся молодежи и пенсионеров и заканчивая вынужденными переселенцами, которых представляют в большей части молодые люди. Последние благодаря малым предприятиям находят свою нишу в обществе и, соответственно, отвлекаются от возможного перехода к противоправной деятельности или нищенству. В этом плане многие малые предприятия проводят значительно большую работу, чем государственные органы социальной защиты населения, которые практически бездействуют, особенно ио отношению к мигрантам и вынужденным переселенцам.
3. Образовательная: малые предприятия, предпринимательские структуры охотнее, чем крупные компании, предоставляют работу молодым специалистам, которые получают возможность совершенствовать свои профессиональные навыки, в том числе и без отрыва от получения образования в высшем или среднем специальном учебном заведении. Для многих начинающих специалистов в сфере экономики, торговли, финансов, права и управления малый бизнес, молодежное предпринимательство становятся своего рода "школой", во время прохождения которой усваиваются основные навыки работы в коммерческой сфере.
4. Коммуникативная: для российского общества, в котором коллективистские ценности традиционно занимают одно из наиболее значимых мест в аксиологической иерархии, неоценимо значение малых предприятий в плане удовлетворения потребностей молодежи в общении на рабочем месте, создании отношений с коллегами. Равным образом они получают возможность общения с продавцом и покупателем в небольших магазинах.
5. Социально-стабилизационная: создание рабочих мест для молодых людей, ищущих работу, и формирование прослойки собственников-предпринимателей являются едва ли не важнейшими для политической и социальной стабилизации страны результатами функционирования малых бизнес-структур. Реализуя данную функцию, предприятия малого бизнеса значительно облегчают задачи государству в направлении поддержания социального порядка посредством борьбы с безработицей и предоставления молодым людям новых рабочих мест, их социальной защиты.