Функции менеджмента

Среди функций менеджмента выделяют общие и специальные. Согласно распространенной классификации общими функциями менеджмента являются:

планирование;

организация;

мотивация;

контроль;

координация.

Это самые основные функции менеджмента, без которых невозможно управление ни одной организацией. Их взаимосвязь показана на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Общие функции менеджмента

К специальным функциям относятся:

Планирование

Функция планирования — это определение целей и задач, разработка стратегической программы, разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных (текущих) планов, определение необходимых для достижения целей и задач ресурсов.

Постановка целей — это формулирование желаемого (конечного или промежуточного) результата работы. Основная общая цель организации это ее миссия, то, ради чего она создана, ее общественное предназначение. В формулировке миссии заявляется идеал, он может выглядеть даже недостижимо, задавать слишком "высокую планку", но без стремления к высокой цели, поднимающей дух коллектива организации, невозможно достичь весомого успеха.

Цели организации органично вытекают из ее миссии. В отличие от миссии цели должны быть:

реально достижимыми;

конкретными (содержать указание на качество результата, на временной промежуток, отведенный на их реализацию);

гибкими (в процессе работы они должны уточняться, корректироваться);

понятными и признаваемыми членами коллектива как свои личные цели;

проверяемыми;

системными, т.е. совместимыми с другими целями и задачами этой же организации во времени и пространстве.

Для осуществления целей необходимо их распределить по уровню важности. Построение так называемого дерева целей помогает наглядно увидеть и оценить эти уровни (рис. 2.2).

Рис. 2.2. "Дерево целей" организации

На основе заявленных целей руководители подразделений формулируют задачи. Задачи должны быть совершенно конкретными, содержать как качественные, так и количественные показатели, иметь четкий временной график.

Разработка стратегической программы опирается на долгосрочные и среднесрочные прогнозы, в которых соотносятся цели организации с имеющимися и возможными ресурсами, с запросами и препятствиями, имеющимися во внешней среде.

Стратегическая программа — основа для составления долгосрочных, среднесрочных и текущих планов. Текущий план составляется, как правило, на один год. В нем по пунктам расписываются цели и задачи, способы их выполнения, сроки, определяются ответственные лица за их исполнение. Годовой план включает смету доходов и расходов. Для того чтобы планирование было эффективным, оно должно строиться на определенных принципах.

Принцип единства (системности): планы любого звена должны быть связаны с общими планами организации, вытекать из них и не противоречить им.

Принцип участия: в процесс планирования должны быть вовлечены тс работники, которые будут заниматься сто осуществлением. Это стимулирует в членах коллектива творческую инициативу, дает приток новых свежих идей и в то же время делает планы более реалистичными.

Принцип непрерывности', изменчивость и неопределенность внешней среды, а также изменения оценки организацией своих внутренних возможностей требуют постоянной и непрерывной работы над планами.

Принцип гибкости: планы должны составляться таким образом, чтобы в них было возможно вносить уточнения.

Принцип точности, детальная проработка планов (что, кто, где, когда и в каком количестве требуется для реализации поставленных задач) способствует наилучшему их осуществлению на практике.