Функции культуры
Культура – явление сложное, многообразное, поэтому изучение и понимание общих закономерностей функционирования культуры сопряжено с немалыми трудностями. Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу.
В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно-функционального анализа (Т. Парсонс), в культуре как системе выделим четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений. Эти блоки содержат в себе следующие функции:
• социализации и инкультурации;
• ценностно-нормативную (аксиологическую);
• познавательную (гносеологическую);
• информационную;
• деятельностную;
• коммуникативную;
• символическую.
Конечно, в реальной жизни эти функции переплетаются, взаимно обусловливают друг друга, перетекают одна в другую и т.п., поэтому выделение каждой функции в отдельности в нашем анализе носит до некоторой степени условный характер, однако мы вынуждены это сделать, чтобы представить все поле функционирования культуры.
1. Социализация и инкультурация – близкие понятия, так как речь идет о процессе усвоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опыта, в который входят нормы, ценности, образцы поведения, роли, установки, обычаи, культурная традиция, коллективные представления и верования и т.п. Наличие и использование в специальной литературе обоих терминов связано с необходимостью исследователей в определенных целях выделять социальную или культурную доминанту. В американской антропологической традиции, сосредоточенной на изучении культуры, предпочитают термин "инкультурация", который в свое время ввел М. Херсковиц, а также используют понятие "культурализация" (К. Клакхон).
В этих процессах выделяют три стадии: начальную – приобщение к социокультурным нормам в семье, среднюю – период школьного обучения и, наконец, социализацию во взрослом возрасте, когда люди начинают исполнять новые для них роли – профессионала, мужа/жены или родителя.
В конце XIX – начале XX в. в центре осмысления проблемы включения человека в общество был вопрос о соотношении роли наследственности и среды. В первой половине XX в. на основе психоанализа З. Фрейда велись активные разработки, выявляющие роль семьи, периода детства в поведении личности. К середине XX в. последователи структурного функционализма Т. Парсонса стали абсолютизировать процесс социализации, считая ее всемогущей и действенной. Однако социализация и инкультурация – это опытный процесс, результат которого не предопределен заранее и который, хотя и оказывает влияние на поведение и убеждения людей, не может их детерминировать.
Так, сторонники символического интеракционизма подчеркивали, что социализация – это процесс трансакции (взаимодействия) между индивидом и обществом, при котором обе стороны пользуются одинаковым влиянием друг па друга. Следствием критики ими преувеличенной роли общества в жизни человека стало признание того, что люди редко всецело формируются культурой своего общества, в первую очередь потому, что культура динамична и многообразна. Тем более в наше время, когда ребенок уже в раннем возрасте сталкивается через средства массовой информации с самыми разными, подчас полярными образцами культуры.
И еще один момент в соотношении общества и личности, на который хотелось бы обратить внимание. Великий гуманист А. Швейцер – теолог, органист и музыковед, врач, основавший в 1913 г. госпиталь в Ламбарене (Габон), лауреат Нобелевской премии мира 1952 г., в знаменитой книге "Культура и этика" высказал, размышляя о современных ему тоталитарных режимах, очень важную мысль: если общество воздействует на человека сильнее, чем человек на общество, то наступает деградация культуры.
2. Ценностно-нормативная функция устанавливает, организует и регулирует отношения людей. В ее основе – системы ценностей, которые выстраиваются в определенную иерархию в зависимости от традиций культуры, особенностей исторического момента, доминирующих в культуре образцов (паттернов). Реализуется же эта функция через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых обеспечивает коллективное бытие членов общества.
3. Познавательная функция выступает как социальная и интеллектуальная память человечества, аккумулируя, сохраняя, перерабатывая и транслируя от поколения к поколению информацию об окружающем мире и о самой культуре.
4. Деятельностная функция находит свое выражение в деятельности людей, порождающей новые образы и культурные образцы, ценности и знания, нормы и правила; это творческая составляющая человеческого бытия.
5. Коммуникативная функция имеет глубокий онтологический статус, именно в силу разнообразия культурных форм и образцов. Возможность реализации этой функции заложена в многообразии языков культуры, в которых кодируется социальный опыт человечества.
6. Символическая функция связана с коммуникативной. Коммуникация членов общества осуществляется в символических формах, т.е. посредством обмена жестами, знаками, символами. Иначе говоря, речь идет о "культурных текстах", которые позволяют фиксировать и транслировать социально значимую информацию, знания, представления, образы и т.п. (более подробно мы рассмотрим эту проблему в гл. 6).
Мы дали краткую интерпретацию основным функциям культуры, имеющим наиболее общий и универсальный характер и обеспечивающим самое главное – социальную интеграцию и консолидацию людей; формирующим основания для их устойчивого коллективного существования, деятельности и воспроизводства культуры. Эти универсальные функции имеет любая культура, но в определенную иерархию они выстраиваются по-разному, в зависимости от особенностей той или иной культуры. Развертывание культурных функций в феноменах и явлениях мы проследим в последующих главах.