Функции конфликтов

Многие люди относятся к конфликтам достаточно негативно, считая, что любой конфликт есть зло. Отсюда и стремление как можно быстрее разрешить конфликтные коммуникации. Так ли это на самом деле? Всегда необходимо проанализировать и понять: а почему, собственно, он возник. Во всем и всегда можно выделить как деструктивное, так и конструктивное начало. Попытаемся проанализировать конфликты с различных точек зрения.

Деструктивный конфликт ведет к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Его отличают:

• выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

• психологическое и физическое насилие;

• стресс, резкое возрастание вероятности заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений желудочно-кишечного тракта;

• истощение личностных ресурсов — материальных, духовных и жизненных сил;

• формирование негативного образа другого — "образ врага", который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему;

• увеличение враждебности и меньшая степень сотрудничества в будущем;

• разрушение традиций общения, взаимосвязей в коллективе, организации;

• отрицательное влияние на взаимоотношения в коллективе и его социально-психологический климат;

• ослабление ценностно-ориентированного единства группы, снижение групповой сплоченности;

• разрушение совместной деятельности, непродуктивная конкуренция между группами и отдельными людьми, акцепт па "победу" больше, чем па решение реальной проблемы;

• ухудшение или распад отношений, плохое общение и взаимодействие между конфликтующими сторонами;

• поддержка своих личных целей или целей различных групп в отрыве от целей организации;

• неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;

• возможное деструктивное лидерство в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.

Однако наряду с этим конфликт выполняет и конструктивную задачу, являясь отражением объективных процессов, происходящих в отношениях между людьми. Перечислим конструктивные функции конфликта.

• Выступает средством активизации социальной жизни группы, поддерживает социальную активность людей, является важным источником развития личности, группы, межличностных отношений. Он позволяет им расширить и изменить сферу и способы взаимодействия.

• Высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы.

• Через открытое противостояние конфликт освобождает группу от внутренних негативных факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы.

• Конфликт способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия.

• Может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.

• Способен выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей — группа приобретает качественно новое состояние.

• Способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность.

• Оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, устанавливается более доброжелательная обстановка.

Конструктивный конфликт ведет к повышению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации:

— устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т.п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы;

― позволяет более глубоко оценить индивидуальнопсихологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т.д., выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

— позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт. Конфликтное взаимодействие снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

— служит источником развития личности, межличностных отношений — расширяет сферу и способы взаимодействия с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций;

— создает причастность всех к поиску решения проб- мы, приемлемого для всех сторон, устраняет трудности в осуществлении решения;

— устанавливает открытое общение и расположенность к сотрудничеству в будущем;

— поддерживает цели организации и увеличивает продуктивность;

— уменьшает враждебность, несправедливость, создает хорошую рабочую атмосферу;

— вырабатывает оптимальные решения с учетом большего количества различных идей;

— создает возможность проработки превентивных мер за счет лучшего анализа причин и альтернативных решений проблем.

Как мы видим, конфликт может быть не только деструктивным по своей сути, но может иметь и конструктивное начало. Эго еще раз доказывает, что нужно учиться работать с конфликтами, а не уходить от них, не пытаться их "замазать".

Для того чтобы решить тот или иной конфликт, для начала нужно:

— понять, что же происходит;

— выяснить природу конфликта;

— разрешить конфликт.