Функции искусства

Со времен античности накопилось очень много определений искусства, порой заметно отличающихся друг от друга, что обусловлено как этапом развития эстетической мысли, так и особенностями философского направления и философской школы. Из-за такого многообразия подходов некоторые авторы отказываются от универсального определения искусства и предлагают обзор основных точек зрения, от античности до современности. Сознавая сложность задачи, все же попытаемся дать рабочее определение.

Искусство - это творческая деятельность по преобразованию действительности в соответствии с представлениями о красоте.

Среди функций искусства можно выделить те, которые носят преимущественно социальный характер, и те, которые реализуются применительно к отдельной личности, хотя полного разрыва между ними нет - бытие личности, пусть и опосредованно, связано с социумом (см. рис. 3).

Компенсаторная функция - восполняет недостаток сил человека в противостоянии среде и адаптации к ней. Частный случай компенсаторной функции - консолятивная (утешающая). Разновидностью ее является рекреационная функция, обеспечивающая восстановление затраченных сил.

Коммуникативная функция - обеспечение коммуникации. При этом коммуникация понимается широко, это и опосредованное общение между людьми, и связь между эпохами, и автокоммуникация (общение с самим собой).

Социально-селективная функция тесно связана с предыдущей и состоит в том, что искусство отбирает людей по признаку наличия или отсутствия единообразных вкусов и пристрастий в искусстве (в конечном счете - в зависимости владения или невладения ими определенным языком, кодом, присущим произведению, художественной школе, виду искусства) и объединяет их в группы, что, в свою очередь, облегчает коммуникацию между "эстетическими единомышленниками" и делает ее более интенсивной.

Гносеологическая функция - обеспечивает познание мира, людей, самого себя. Искусство может в некоторых случаях заменять реальность, с существованием чего-либо (например, одиночества, подлости, смерти) можно познакомиться через искусство. Так, актриса Ф. Г. Раневская вспоминала, что она "поняла все о человеческом одиночестве", прочтя когда-то "Скучную историю" А. П. Чехова. Жизненный опыт одиночества у нее - в силу возраста - вряд ли мог быть. Однако такая замена никогда не будет полной и не может заменить реального познания мира с помощью прямого контакта с ним. Отсюда опасность узнавания реальности только "по книгам", "по фильмам" и т.п.

Педагогическая (дидактическая) функция - обеспечивает воспитание человека как полноценной личности. Воспитание не ограничивается детским возрастом, в некотором роде оно длится всю жизнь, так как человек не перестает увеличивать свой социальный опыт.

Моделирующая функция - состоит в способности искусства создавать модель реальности. Особое внимание этой функции стало уделяться с развитием семиотики и семиотического подхода к искусству, в частности, в теории вторичных моделирующих знаковых систем Ю. М. Лотмана. Сам факт того, что искусство моделирует мир, обеспечивает наш интерес к нему и возможность понимания, пусть даже частичного. Если допустить, что могло бы существовать некое "искусство", не имеющее отношения к нашему миру, оно не только не было бы понятным, но внушало бы страх, как абсолютно неизвестное и неясное.

Катартическая функция - обеспечивает нравственное очищение человека.

Прогностическая функция - состоит в способности искусства предсказывать те или иные явления будущего. В конкретных случаях к оценке таких прогнозов надо подходить осторожно. Так, в романах Г. Уэллса предсказано много достижений техники, но с учетом того, что у писателя было образование в области естественных наук, трудно сказать, насколько в этом случае в нем говорил художник, а насколько - естествоиспытатель. Однако не только опыт мрачных сатирических антиутопий, но и история Кассандры, обладавшей (на беду себе) даром видеть дальше других, показывает, насколько полный прогноз норой предлагается искусством.

Фасцинирующая функция - состоит в способности произведения искусства завораживать человека, притягивать его к себе. Фасцинация начинается с самой остановки внимания на каком-либо одном произведении в ряду других, причем мы сами часто затрудняемся объяснить причину этой фиксации внимания. Существуют различные списки произведений с "репутацией" фасцинирующих, но в их составлении присутствует момент субъективизма.

Суггестивная функция - состоит в возможности внушения человеку определенных состояний, начиная с эмоций. Такое внушение (суггестия) порой происходит помимо нашего желания и даже вопреки нему.

Социально-регулятивная функция - в отличие от предыдущей подразумевает стимуляцию (в разной мере осознанную) к определенным действиям, имеющим значение для окружающих. Может быть выражена как в индивидуальных, так и в массовых действиях, в последних проявляется ярче. Порой данная способность искусства преувеличивается, когда только ему приписывается побуждение к совершению негативных поступков (для чего на самом деле необходимо наличие ряда других располагающих факторов).

Информационная функция - близка к коммуникативной, но стала выделяться отдельно с развитием теории информации и информационной эстетики. Она состоит в способности произведения искусства выступать как текст-сообщение, а самого искусства - создавать такие сообщения.

Гедонистическая функция - функция обеспечения наслаждения (само наслаждение может иметь существенно разное качество, от примитивного до утонченного, нравственно выдержанного или аморального).

Эстетическая функция - функция организации художественного творчества и побуждения к нему.

Нередко выделяется психотерапевтическая функция, но ее самостоятельность сомнительна, поскольку это скорее реализация набора уже описанных функций в специфической ситуации и со специфической целью. Однако целительное действие может происходить и спонтанно, вне специально поставленной задачи.

Рис. 3. Функции искусства