Выделение классов по функциональности
Существует еще одна классификация, согласно которой методы, используемые для выбора научно-технических приоритетов, разбиваются на три основных типа.
Первый тип объединяет когнитивно-апеллятивные методы, которые, в свою очередь, подразделяются на два класса по объему выборки – большому или малому. Опросы общественного мнения в большинстве случаев требуют больших выборок для того, чтобы избежать смещения оценок. Если в центре внимания находятся не мнения или нормативные вопросы, а факты, связанные с будущим, характер такого рода опросов приближается к тому, что экономисты называют рациональным ожиданием. Поскольку фактическая информация о будущих событиях отсутствует, респонденты могут опираться в своих суждениях только на собственные рациональные ожидания. Если такого рода опрос включает обратную связь, т.е. обмен мнениями, то это называется опросом по методу Дельфи. Метод Дельфи широко использовался не только в ранних экспертных исследованиях, но и в Форсайтах недавнего времени.
В последнее время в Форсайт-исследованиях все чаще применяются статистические и эконометрические методы, объединенные в данной классификации в один тип, а также структурные и каузальные методы (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Классификация методов Форсайт-исследований
1. Когнитивно-апеллятивные методы |
||
Большие выборки |
Опрос граждан. Рациональные ожидания (опрос о фактах). Опрос с обратной связью (Дельфи) |
|
Малые выборки |
"Мозговая атака" (в устной и письменной форме). Консультация экспертов (группы экспертов, рабочие группы, интервьюирование). Образы будущего, интуитивное мышление |
|
2. Статистические и эконометрические методы |
||
Класс экстраполяций |
Экстраполяция тенденции. Исторические аналогии. Кривые роста и освоения. Декомпозиция. Распространение |
|
Эконометрический класс |
Модели с лагом. Опережающие показатели (патенты, публикации). Линейное программирование. Методы изучения хаотических состояний и нечетких множеств |
|
Класс принятия решений |
Морфологические аналогии. Методы деревьев (относительной важности, риска). Многомерное шкалирование. Эталонное тестирование критически важной технологии |
|
3. Структурные и каузальные методы |
||
Класс сценариев |
Проверка достоверности информации о среде. Проверка достоверности информации в пределах заданной темы. Без проверки достоверности |
|
Класс моделирования |
Моделирование "сверху вниз". Имитация по модели "затраты – выпуск" |
|
Класс оценок |
Анализ затрат и результатов. Анализ полезности (рентабельность, физический износ) |
|
Очевидно, что в процессе Форсайта, как и любого другого научного исследования, глубина знаний специалиста определяет глубину и потенциал любых используемых им методов.
Качественные методы
С помощью качественных методов осуществляется интерпретация фактических данных, оценок и точек зрения относительно возможных вариантов будущего. Такие интерпретации часто основаны на субъективных суждениях и творческом процессе, а конкретные результаты с трудом поддаются репликации и (или) проверке (хотя и не во всех случаях). Эти методы обеспечивают глубину понимания рассматриваемых проблем, способствуют возникновению интересных дискуссий и согласованного мнения.
Ретрополяция – "прокладывание обратного маршрута" из воображаемого будущего в настоящее для представления о возможных вариантах развития событий, или из настоящего в прошлое – для "предсказания" прошлого. Метод чаще всего используется на семинарах, посвященных разработке сценариев: сначала формируется картина желаемого будущего, затем (обычно с помощью мозгового штурма) воссоздаются цепочки событий, мероприятий и контрольных точек, необходимых для его достижения. Важной задачей данного метода является идентификация политических инициатив и стратегий, необходимых для приближения к желаемому будущему.
Мозговой штурм применяется в рамках малой группы участников Форсайта, где свободное мышление в непринужденной обстановке используется для высказывания идей до того, как они подвергнутся систематической оценке. Метод основан на сочетании принципов сотворчества и доверия, а также на использовании оптимального сочетания интуитивного и логического. Его достоинством является принцип равных возможностей для всех членов группы, активизирующий интуицию и воображение. Коллективный поиск оригинальных идей требует сравнительно высокого мастерства руководителя, способностей к имировизации и чувства юмора.
Метод экспертных панелей считается базовым и используется практически во всех Форсайт-проектах. Он предполагает выборку респондентов, которые согласились предоставлять информацию через определенные интервалы в течение продолжительного периода времени. Группам экспертов из 12–20 человек предлагается в течение нескольких месяцев обдумать возможные варианты будущего по заданной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки. Метод экспертных панелей обеспечивает открытость процесса Форсайта для сотен людей. Его основными преимуществами являются присутствие экспертов во время всего процесса работы, взаимодействие между представителями различных научных дисциплин и областей деятельности, трудноорганизуемые в иных условиях.
Метод может дополнять другие подходы, применяемые в Форсайте. Более того, в некоторых случаях создание панелей необходимо для выработки исходной информации, интерпретации полученных результатов или применения метода в целом. Наиболее активные члены панелей становятся "проводниками" Форсайта.
Экспертные панели создаются для проведения Форсайт-исследований на всех уровнях, хотя их роль и функции могут быть разными. В некоторых случаях панели являются основными центрами, вокруг которых концентрируется активность Форсайт-проектов, сбор и анализ информации с применением различных методов (таких как построение сценариев, формулирование будущих приоритетов и выработка рекомендаций). В других случаях перед панелями могут быть поставлены очень специфические задачи, например, сформулировать утверждения по тематике Дельфиопросов и т.п.
Конференции/семинары – инструмент для налаживания контактов и связей, обмена знаниями, создания консенсуса. Такие мероприятия должны быть структурированными ("сценарными"): участникам поручаются конкретные задачи или же предоставляться полная свобода. Участники обсуждают доклады, рассказывают о своих проектах и научных исследованиях.
Эссе/сценарии – способ создания картин "возможного" будущего на основе творческого комбинирования статистической информации, фактов и гипотез. Такая деятельность требует воображения и интуиции, но должна базироваться на систематическом анализе текущей ситуации. Эссе часто используются при подготовке "прогнозов гениев", посвящены одному или нескольким элементам картины будущего и могут включать подробное описание основных тенденций, способствующих эволюции данного сценария и (или) ролей соответствующих участников в его реализации.
Эссе/сценарии обычно пишутся по результатам сессий мозгового штурма, SWОТ-анализа, Дельфи, экспертных панелей и многих других мероприятий, в ходе или непосредственно по окончании семинаров.
В процессе построения сценариев обращается внимание на движущие силы прогресса, возможные пути эволюции и непредвиденные обстоятельства, с которыми можно столкнуться. Они особенно полезны при необходимости учета многих факторов и высокой степени неопределенности в отношении будущего.
Выделяются общие ключевые признаки сценариев:
• последовательность;
• связь времен (исторических и нынешних событий – с гипотетическими событиями в будущем);
• простота схематического представления сюжетных линий;
• правдоподобие;
• визуальное отображение с использованием элементов и индикаторов.
Модель разработки сценариев, анализа и их применения включает следующие процедуры:
• определение предварительных целей для осуществления сценарного планирования, в том числе временного горизонта;
• создание широкой программы обучения в соответствии с принципами STEEPV (социум, технологии, экономика, экология, политика, ценности), а также установление границы общих тенденций, которые влияют на основные цели;
• уточнение предпосылок, которые будут использоваться в письменной форме сценариев; изучение этих предпосылок с точки зрения их актуальности, обоснованности и устойчивости по отношению к предполагаемой цели;
• создание определенных рамок для возможных сценариев;
• использование визуальных схем для написания сценариев;
• анализ сценариев с особым акцентом на повороте или точек ветвления, которые могут означать кризис;
• определение политических инструментов, над которыми организация может осуществлять контроль, а также находящихся вне ее контроля;
• получение альтернативных стратегий, которые становятся более надежными при использовании инструментов политики;
• построение модели, оценка этих стратегических альтернатив по выбранной шкале времени при концентрации особого внимания стратегическому распределению ресурсов, включая финансирование, и лучшие маршруты для достижения желаемых финансовых результатов.
Метод прогноза гения предполагает генерацию образа будущего, основанную на интуиции, творческом потенциале, опыте и знаниях эксперта. Одна из ключевых особенностей данного метода – реализация способности представить отличие будущего от настоящего и прошлого независимо от экстраполяции трендов. Данный метод позволяет увидеть совершенно необычное будущее, наполненное фантазией и вымыслом. Открытость новому, присущая данному методу, позволяет выявить абсолютно нетривиальные тенденции.
В результате применения данного метода возникают варианты будущего, основанные на представлениях одного человека.
Выделяются три этапа осуществления "прогноза гения":
• выбор эксперта на основе персональных данных;
• процесс создания образа будущего (обдумывание, фантазия);
• результат (один или несколько сценариев).
При выборе эксперта важно отмечать не столько знания, сколько творческий потенциал, креативность специалиста. Источниками поиска могут быть:
• обзор рынка;
• поиск литературы и Интернет;
• метод "снежного кома", при котором каждому опрашиваемому эксперту задается вопрос, кого еще он считает высококвалифицированным специалистом в той или иной области;
• рекомендации от учреждений или организаций;
• конкурс работ;
• изучение текущих событий в данной области;
• доступ общественности к результатам предварительного Форсайта или открытость к диалогу.
В процессе работы с найденными экспертами необходимо применять инструменты, стимулирующие интуицию:
• изучение разнообразных материалов;
• симуляция и игры;
• мыслительные эксперименты;
• взаимодействие со специалистами, имеющими более широкое видение проблемы;
• метод противоположностей;
• стажировки;
• футуристические приемы и т.д.
Для достижения наилучших результатов необходимо выполнение нескольких условий:
• восприимчивость и открытость новому;
• постоянный поиск новых идей и информации;
• построение системы стимулирования прогноза;
• свобода мыслительного процесса.
Прогноз гения требует невысоких денежных и временных затрат, что делает его доступным широкому кругу лиц. Кроме того, данный метод позволяет проявить фантазию и увидеть необычные решения, что приносит дополнительные преимущества.
Интервью – базовый инструмент Форсайт-исследований, предназначенный для формальных консультаций и аккумуляции знаний, которыми обладают интервьюируемые. Интервью называются структурированные беседы, которые остаются в рамках заданной темы (тем) и позволяют извлечь "подразумеваемые" знания, не облеченные ранее в словесную форму, или документированные, которые тем не менее проще получить в ходе беседы с экспертами или политиками, чем через анализ литературы.
Профилирование включает исследование, анализ, мониторинг и систематическое описание технологического, социокультурного, политического, экологического и (или) экономического контекста для рассматриваемого объекта (страны, региона, отрасли, организации и т.п.). Методики профилирования включают более или менее формализованные, систематизированные и универсальные приемы поиска и каталогизации информации – анализ литературы, SWOT-анализ, поиск информации в Интернете, библиометрический и патентный анализ и т.п. Такая работа часто заказывается ученым или консультантам, например, специалистам в области мониторинга средств массовой информации или научной информации.
Морфологический анализ – способ системного решения творческих задач, позволяющий генерировать новые знания и получать новую информацию. Суть метода заключается в том, что выделяются несколько признаков объекта исследования, затем определяются их возможные альтернативы – варианты, из которых составляются всевозможные сочетания.
Деревья целей/логические схемы – методы, в которых предмет исследований рассматривается иерархически. Прежде всего, приводится общее описание предмета; затем анализируются его компоненты и элементы, и в особенности связи между ними. Такая работа может выполняться исследователем индивидуально, или же в ходе семинаров, когда группа экспертов определяет цель высшего уровня.
Ролевые игры – метод, эффективность которого обусловлена необходимостью подавления личных эмоций и воспроизведения убеждения, ценности, точки зрения и т.п. другой стороны. В ходе Форсайт-исследований используются ролевые игры, в которых несколько участников пытаются воспроизвести реакцию тех или иных индивидов или групп в конкретной динамично развивающейся ситуации.
Сценарии/сценарные семинары включают широкий спектр подходов, применяемых для разработки и использования сценариев – более или менее систематизированных и внутренне логичных картин возможного будущего.
Обычно сценарии описывают ряд характеристик исследуемого объекта, а не ограничиваются одним-двумя параметрами. Они могут готовиться отдельными специалистами самостоятельно, на семинарах или при помощи компьютерного моделирования. В сценарных семинарах обычно участвуют рабочие группы, специально сформированные для разработки альтернативных сценариев. Обычно такие семинары посвящаются конкретному предмету или проблеме; подготовленные сценарии отражают взгляды экспертов в соответствующей области или группы людей, тщательно подобранных для репрезентативного представительства определенного сообщества, организации или региона.
Симуляционные игры – один из старейших методов прогнозирования и планирования. Как известно, военные игры издавна используются военными стратегами. Это форма ролевых игр, в которых подробный "сценарий" задает контекст для актеров и определяет их действия. В данной области уже давно используются различные технологические приспособления, например, макеты ноля битвы, а в последнее время – компьютерные модели.
В симуляционных играх также используется компьютерное моделирование (программные приложения выступают в роли тех или иных актеров, координируют эффект различных действий в структуре заданных (запрограммированных) правил, соответствующих физической или виртуальной реальности, и обеспечивают визуализацию на основе информационных технологий).
Данный метод чаще всего используется для первичного осознания ситуации и выявления различных вариантов. Его главная функция – наметить план действий, выявить механизмы сотрудничества и подготовить почву для разработки дорожных карт.
Обследования являются фундаментальным инструментом и широко используются в Форсайт-исследованиях. Обычно организаторы стараются получить ответы от достаточно большого количества респондентов. Чтобы обеспечить высокий уровень участия, инструмент обследования (анкета) должна быть понятной, а ее структура – хорошо продуманной. Анкеты рассылаются респондентам или размещаются в Интернете.
В большинстве обследований (например, по методу Дельфи) в основном используются "закрытые" вопросы, при которых респондент должен отметить нужный вариант ответа.
SWOT-анализ – метод выявления факторов, характеризующих определенную организацию или геополитическую единицу (ресурсы, потенциал и т.п.), которые затем классифицируются в терминах преимуществ и недостатков.
Затем таким же образом анализируются внешние факторы (например, более общие социально-экономические и контекстные изменения, поведение оппонентов, конкурентов, рынков, соседних регионов и т.п.), они классифицируются в терминах возможностей и угроз. Далее на этой основе анализируются возможные стратегии (как максимально использовать и развить преимущества, минимизировать и преодолеть недостатки, какие ресурсы и потенциал понадобятся, чтобы адекватно отреагировать на меняющийся контекст и среду). SWOT-анализ очень широко используется для разработки стратегий и принятия решений.
Слабые сигналы – информация о вероятности событий, оцениваемая как очень низкая, к которой прилагается высокая степень неопределенности относительно последствий этого события и тенденций, которые могут развиваться после этих событий, если таковые имеются.
Джокеры. Анализ слабых сигналов часто ведет к выявлению джокеров, иод которыми понимаются удивительные и неожиданные события, имеющие матую вероятность возникновения, но очень мощный эффект (атака на Всемирный торговый центр в США 11.09.2001, крупные природные или техногенные катастрофы и т.п.). Такой эффект может быть различным – от внезапных сдвигов в расстановке сил на мировой арене или господствующих идеологий до радикальных перемен в структуре государственных и частных инвестиций в научные исследования и технологические разработки или во взглядах общества на научно-технические потребности и приоритеты. Предпринимались попытки понять, каким образом джокеры возникают в результате слабых сигналов или эволюционных перемен. Обычно такие джокеры выявляются с помощью мозгового штурма, научной фантастики и прогнозов гениев. Нередко игры, в том числе ролевые, могут помочь участникам представить необычные тенденции, нетрадиционное поведение и реакцию на него.
Джокеры рассматриваются в контексте теорий сложности и катастроф, а также с точки зрения внезапных перемен в системах, включая изменение взаимосвязей между элементами системы, например, изменение или "разворот" тенденции, нарушение сложившихся структур и связей, и т.п.; изменение самой системы, например, появление новых действующих лиц, удаление ключевых действующих лиц и т.п.; и (или) создание новых систем.
Некоторые события могут иметь не менее значимый эффект, но при этом взаимодействуют с уже имеющимися хаотичными системами, являющимися в высокой степени нестабильными и непредсказуемыми. Джокеры качественно отличаются от "рядовых" источников нестабильности, а их эффект как правило оказывается иным. Более того, они могут даже способствовать снижению нестабильности за счет ослабления традиционных ее причин.
Джокеры разделяются на три категории:
• природные;
• непреднамеренные (возникшие в результате действий людей);
• преднамеренные.
В целом к ним можно отнести природные катаклизмы, болезни, террористические атаки, которые могут возникнуть в любое время и распространиться очень быстро.
Сканирование – метод изучения внешней среды, позволяющий рассматривать, оценивать, наблюдать и систематически описывать технологический, социокультурный, экологический и экономический контексты существования и развития страны, региона, отрасли или организации.
Как правило, выделяются функциональный контекст, с которым объект взаимодействует и частью которого он является (потребители, посредники, поставщики, регулирование), и глобальный (планетарный или национальный), включающий политику, технологии, экономику, демографию, уклад жизни, ценности.
Сканирование среды может помочь составить представление о будущей ситуации на основании изучения контекста текущих событий и меняющихся условий. В случае эффективного использования метод сканирования среды становится эвристическим инструментом, позволяющим собирать информацию для лиц, принимающих решения, и для аналитиков – чтобы стимулировать их воображение.
Сканирование горизонтов – это системный, стратегический процесс выявления, оценки и (в некоторых случаях) управления неопределенными явлениями, включая вновь возникающие события, тенденции, слабые сигналы, новые технологии, планы научных исследований, потенциально способные превратиться в упущенные возможности, угрозы, большие вызовы, глобальные тенденции или джокеры, в зависимости от ожидаемой вероятности их возникновения и типа эффекта.
Для эффективного предвосхищения или сканирования возможных вариантов будущего важно четко понимать, какие ключевые параметры и базовые элементы определяют исследовательское пространство. Их достаточно много, но особенно важны неопределенность и эффект.
Уровень неопределенности (объективный или субъективный) означает отсутствие информации, необходимой для понимания простых, усложненных или сложных систем. С неопределенностью можно столкнуться где угодно; ее степень, как правило, возрастает по мере того, как мы начинаем анализировать неизвестные области (например, новые технологии, научные направления или более отдаленное будущее). Соответственно, в ходе анализа хорошо известных технологий, недавнего прошлого или настоящего уровень неопределенности снижается.
Уровень эффекта (в отношении будущей политики/стратегий), позитивного или негативного, означает возможность влиять на политику (обеспечить необходимые изменения или отсутствие таковых). Эффект может варьироваться от незначительного до значительного в зависимости от того, насколько были трансформированы или сохранены структуры и иерархия систем.
Ниже приведены параметры неопределенности и эффекта для базовых элементов Форсайта и сканирования горизонтов.