Функции групповой коммуникации (по М. А. Василику)
Коммуникация в малой группе выполняет помимо информативной следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.
Одна из главных функций коммуникации в малой группе – не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но и формирование общей картины мира участников группы. Это непрерывный процесс, состоящий из последовательного ряда взаимодействий, в результате которых происходит взаимопроникновение картин мира участников группы и возникает согласие между ними. Это позволяет члену группы понимать точки зрения других членов.
Коммуникация играет в этом процессе важную роль. Особая самобытная и своеобразная культура группы формируется именно в результате коммуникации. В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате общения членов группы между собой устанавливается особая коммуникация, благодаря чему формируется своеобразная культура общения, характерная именно для данной группы, которая может содержать особые формы проявления (язык, нормы и правила поведения, мифы, традиции и ритуалы). В группах также существует система определенных санкций по отношению к нарушителям групповых норм и правил, принятых только в данной группе.
Таким образом, коммуникация в малой группе выполняет функции социального связующего явления и обмена информацией между ее членами, а также комплекс функций, направленных на поддержание как отношений, так и самой группы.
Структуры малой группы
Если рассматривать группу как субъект деятельности, то, по мнению Г. М. Андреевой[1], и к структуре ее нужен соответствующий подход. Анализ структуры групповой деятельности включает описание функций каждого члена группы в совместной работе. Весьма значимой характеристикой служит эмоциональная структура группы – структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии эти две структуры часто соотносятся как "неформальные" и "формальные" отношения.
Существует ряд формальных признаков структуры группы, выявленных при изучении малых групп. Так, исследователи[2] выделяют три основные структуры:
• предпочтений, или социометрическую;
• коммуникаций, или коммуникативную;
• власти.
Рассмотрим их более подробно.
Социометрическая структура
Структура получила название в соответствии с основным методом ее диагностирования – социометрической и аутосоциометрической методиками.
Структура предпочтений, или социометрическая, – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы.
Существуют определенные характеристики, при помощи которых описывают систему внутригрупповых предпочтений, – социометрические статусы членов группы. В соответствии с результатами социометрии статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный "вес" в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы формирует статусную иерархию, в которой выделяются:
• социометрические "звезды" – наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии; высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;
• изолированные – члены группы, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные);
• пренебрегаемые члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;
• отверженные (или "изгои") – члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов (только отрицательные).
Однако для точного представления о системе эмоциональных отношений в группе недостаточно только знания величины социометрического статуса. Характеристики системы могут быть следующими.
1. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Например, у человека в группе может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, то данный субъект будет чувствовать себя в группе значительно увереннее, чем в случае, если его предпочитают несколько коллег, но сам он ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Для "звезды" также важно иметь нс просто большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в группе и комфортное состояние.
2. Наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно не только проанализировать наличие/отсутствие таких мини-групп, но и изучить взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовывались. Важно то, на какие группы ориентированы отверженные и изолированные члены группы, каковы в этих группах взаимоотношения людей, имеющих различные статусы. Возникающие в группе мини-объединения могут сильно различаться по своему внутреннему строению, сплоченности, иметь или не иметь внутри себя членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы.
3. Система отвержений в группе. Социометрическая матрица дает возможность понять, как именно распределяются отвержения в группе. Например, в группе могут быть "козлы отпущения", которых нс любит почти вся группа, или, наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значительно над предпочтениями.
Социометрический статус члена группы – величина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но чаще всего "переходит" с человеком в другую группу. Это легко объяснимо: переходя из группы в группу, сам человек не меняется, он остается, как правило, с одним и тем же набором поведенческих признаков в каждой из групп. Хотя статус – категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписанные ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и иные невербальные реакции тоже "подстраиваются" под определенную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или его роль транслируют определенные элементы поведения, не осознаваемые им самим. Члены группы воспринимают предлагаемый им образ и неосознанно начинают ему подыгрывать. Именно поэтому перевод не адаптировавшегося студента в другую группу (или сотрудника в другой отдел, бригаду) неэффективен.
Факторы, оказывающие влияние на величину статуса:
• внешний вид (физическая привлекательность и оформление облика);
• успехи в ведущей деятельности (учеба, общение, личные профессиональные качества и пр.);
• умственная одаренность;
• свойства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабильность/устойчивость нервной системы);
• система своих, ценных для той или иной группы, качеств.
Высокий статус получает тот, кто обладает всеми качествами в должной мере. При этом необходимо учитывать, что статус человека в группе зачастую зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить свои позиции в группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают члены, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с различными людьми.
Для эффективного личностного развития человеку необходима позитивная динамика его статуса. С этой целью могут быть использованы такие приемы, как создание разнообразных форм групповой деятельности, которые потребовали бы от своих исполнителей перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это дало бы всем членам группы возможность найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним других участников группового общения.
Для повышения статуса "отверженного" или изолированного члена группы А. В. Морозов[3] предлагает использовать прием под условным называнием "отсвет от звезды". Суть его состоит в том, что высокостатусному члену группы под благовидным предлогом поручается в сотрудничестве с низкостатусным выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достается "звезде", но отсвет ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе после этого может измениться.
Повышению статуса члена группы может способствовать и его успешность в какой-либо внепрофессиональной деятельности. Задача руководителя – активно информировать группу о подобных успехах ее члена.
Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, т.е. своего объективного положения в системе групповых предпочтений. Как правило, наименее адекватно воспринимают и оценивают свою групповую роль крайние статусные категории: "звезды", с одной стороны, "изгои" и "изолированные" – с другой. Неадекватное восприятие, видимо, объясняется защитой, выставляемой этими членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устойчиво находится в крайних категориях. Высоко- и среднестатусные члены группы, как правило, не затрудняются отвечать на вопросы о том, кто, по их мнению, выбирает их и кто отвергает.
Интересен также вопрос об отношении человека к своему статусу. Далеко не всегда человеку, имеющему низкий статус, неуютно в группе и хочется свой статус повысить. В различных группах можно встретить "звезд", оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно), и "изгоев", вполне удовлетворенных своим положением. Последний факт может иметь разные причины. Например, "изгой" может быть не заинтересован в данной группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. А может быть, он привык занимать в группах такое место, другого не знает и не желает тратить силы на его завоевание. В любом случае нужно с осторожностью принимать решение о необходимости повлиять на статус того или иного члена группы в любом направлении.
Г. М. Андреева[1] считает, что место индивида в группе определяется не только его социометрическим статусом и тем, насколько он пользуется привязанностью членов группы. Не менее важно то, как он воспринимается в структуре деятельностных социальных отношений группы. Социометрическая методика, к сожалению, не разрешает эту проблему. Необходимо также учитывать, что статус – некоторое объединение характеристик индивида, определяющих его место в группе, а также субъективное восприятие его другими членами группы. Социометрическая методика пытается учесть коммуникативный и гностический компоненты статуса, однако предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). При этом объективные характеристики статуса не фигурируют. Оценивая статус индивида в группе, необходимо учитывать и отношения более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, т.е. "статус" самой группы. Это имеет значение для положения члена группы. Однако социометрическая методика упускает из виду этот важный признак. Данные тонкости необходимо учитывать при проведении оценок статуса индивида.
Роль – также важная характеристика индивида в группе. Роль является динамическим аспектом статуса. Это раскрывается через перечень реальных функций, заданных личности группой, и ОГЛАВЛЕНИЕ групповой деятельности. Взаимоотношение между статусом (или позицией) и ролью можно рассмотреть на примере семьи. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если описать набор (функций, которые "предписаны" группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Роль нельзя представлять как что-то неизменное, поскольку при сохранении самого статуса соответствующий ему набор функций может сильно отличаться в различных однотипных группах, а главное – в развитии как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: роли супругов в ходе исторического развития изменяются.