Лекция 11. Функции государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Одной из характерных черт стран с рыночной экономикой является минимизация вмешательства государства в различные общественные отношения с предоставлением гражданскому обществу возможности самостоятельно регулировать те или иные процессы на основе выработанных органами публичной власти правил, закрепленных в нормативных правовых актах. Вместе с тем для любого государства существует ярко выраженный круг общественных отношений, в которых присутствие органов публичной власти обязательно, поскольку этим обеспечивается безопасность и устойчивость государства как такового, а также безопасность населения, его составляющего. Наряду с другими к ним относятся вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Осуществление управления в рассматриваемой области достигается путем определения и реализации необходимых для стабильного развития и совершенствования соответствующей группы общественных отношений функций, которые распределяются между создаваемыми для этого специально уполномоченными государственными органами РФ (их характеристика приведена в теме 10).

К основным функциям, осуществляемым соответствующими органами в сфере природопользования и охраны окружающей среды, относятся:

нормирование;

лицензирование;

сертификация;

стандартизация;

государственный учет;

отчетность;

мониторинг окружающей среды и природных объектов; обеспечение прав граждан на экологическую информацию;

оценка воздействия на окружающую среду;

государственная экологическая экспертиза;

государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Далее будут кратко рассмотрены каждая из перечисленных функций, за исключением государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды, характеристика которому дается в теме 12.

Нормирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Статья 19 Закона об охране окружающей среды определяет, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом нормирование заключается в установлении разного рода нормативов.

Согласно Закону разработка нормативов включает в себя: проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов; проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в установленном порядке; установление оснований разработки или пересмотра нормативов; осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов; формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов; оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.

В соответствии со ст. 21 и 22 Закона об охране окружающей среды все нормативы в рассматриваемой сфере делятся на:

- нормативы качества окружающей среды, которые устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и иных организмов и подразделяются на:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды;

- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемые в целях предотвращения воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которые делятся на:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые федеральным и региональным законодательством в целях охраны окружающей среды.

В других федеральных законах также содержатся нормы, имеющие отношение к экологическому нормированию. Например, ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха определяет, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

технические нормативы выбросов для стационарных источников отдельных видов, а также для транспортных и иных передвижных средств и установок всех видов;

предельно допустимые выбросы для стационарных источников;

временно согласованные выбросы.

Порядок осуществления нормирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды устанавливается Правительством РФ, которым, в частности, приняты постановления от 19.12.1996 № 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" и от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".

Разрабатываемые и утверждаемые на уровне субъектов РФ экологические нормативы не должны быть ниже установленных на федеральном уровне. Иначе говоря, они могут быть жестче, чем федеральные.