Функции финансов
Финансы являются инструментом стоимостного распределения, их специфика состоит, прежде всего, в распределении и перераспределении стоимости валового продукта, выраженной в денежной форме, между субъектами экономических отношений и направлениями целевого использования. Поэтому сущность финансов проявляется, прежде всего, через распределительную функцию. Процесс распределения осуществляется с помощью финансовых инструментов: ставок, нормативов, тарифов, пошлин, отчислений и т.д.
Примером действия распределительной функции финансов может служить распределение выручки от реализации, полученной организацией от осуществляемой хозяйственной деятельности. При ее распределении формируются централизованные фонды государства - бюджет, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и т.д.; децентрализованные фонды организации - резервный фонд, фонд производственного развитая, фонд материального поощрения, фонд оплаты труда и т.д.; доходы других участников распределяемой стоимости - поставщиков, банков, страховых компаний и т.д.
Многообразие финансовых отношении, выражающихся в распределении и перераспределении стоимости, сопровождается контролем за эффективностью и пропорциями распределения, целевым использованием финансовых ресурсов. Поэтому контрольная функция финансов органически связана с распределительной функцией. Контроль осуществляется и на государственном уровне, и на уровне хозяйствующих субъектов, его действие направлено на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитными организациями, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
Низкая эффективность реализации контрольной функции финансов приводит к снижению объема финансовых ресурсов и убыткам. Например, несвоевременность налоговых отчислений в бюджет влечет за собой штрафные санкции для организации, а значит, снижение прибыли.
В задачи контроля входит проверка эффективности и целесообразности производимых расходов. На уровне государственных финансов этим занимаются государственные органы финансового контроля.
В сферу финансового контроля входят бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса; финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования; налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.
Финансовая политика
Современный экономический словарь даст следующее определение финансовой политики: "Финансовая политика - политика государства, правительства в отношении использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов, формирования и исполнения государственного бюджета, налогового регулирования, управления денежным обращением, воздействия на курс национальной валюты".
Финансовая политика является составной частью социально-экономической политики государства, инструментом реализации его функций.
Поэтому финансовая политика - это совокупность мероприятий со сто/юны государства по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций.
К таким мероприятиям можно отнести:
(1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
(2) формирование финансового механизма, соответствующего современным экономическим потребностям;
(3) управление государственными финансами, финансами хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовая политика включает в себя совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Ее важнейшей целью является увеличение объема финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:
o зависимость от конечной цели;
o соответствие интересом основных социальных слоев общества;
o обеспечение макроэкономической сбалансированности всех отраслей хозяйства;
o соответствие требованиям экономических законов;
o учет внутренних и внешних экономических условий и реальных возможностей.
Совокупность устанавливаемых государством видов, форм и методов организации финансовых отношений образует финансовый механизм.
Различают директивный финансовый механизм и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых государство является одной из заинтересованных сторон. Эго налоги, пошлины, доходы и расходы бюджета и внебюджетных фондов, государственный кредит, финансы унитарных предприятий и т.п.
Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство не является непосредственным участником. Например, директивный механизм широко применяется в регулировании банковской деятельности, валютного рынка и рынка корпоративных ценных бумаг, страховой деятельности и пр., т.е. это сферы деятельности, которые являются системообразующими для национальной экономики и социальной политики.
Регулирующий финансовый механизм реализует финансовые отношения, которые возникают внутри хозяйствующих субъектов или между ними. Например, общий порядок формирования денежных фондов за счет чистой прибыли организации, формы и порядок составления бухгалтерской и налоговой отчетности и пр.
Цели финансовой политики, ее приоритеты, способы достижения определяются многими факторами, в том числе особенностями и уровнем исторического, социально-экономического, политического, культурного развития общества.
Финансовая наука выделяет три основных типа финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-директивная.
Классическая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии Л. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
В XIX в. через государственный бюджет западных стран перераспределялось около 5% национального дохода. К началу XX в. этот показатель увеличился до 10%, но по-прежнему свидетельствовал о минимальном участии государства в распределительных процессах и его незначительном влиянии на экономику. Отличительная характеристика формируемых в этот период бюджетов - равенство доходов и расходов, осуществляемых государством.
Обострение социально-экономических и политических проблем в конце 20-х годов прошлого столетия вынудило большинство государств изменить подход к финансовой политике и усилить роль государства в регулировании экономических и социальных отношений. Всеобщий экономический кризис в странах Западной Европы и США привел к массовой безработице и обнищанию населения, что предопределило необходимость применения новых форм и методов регулирования национальных экономик.
Именно в этот период потребовались новая экономическая теория и новая финансовая политика. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, преимущественно инвестиционного характера, за счет которых формируется дополнительный спрос, обеспечивается рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, создание новых рабочих мест, значительное снижение уровня безработицы. Опережающие темпы роста государственных расходов в сравнении с доходами приводят к формированию бюджетного дефицита, который, по сути, становится инструментом регулирования экономики.
Кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою высокую эффективность и обеспечила в большинстве стран Западной Европы и США стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд.
В 70-х годах XX в. получает развитие финансовая политика, в основу которой положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Этот тип финансовой политики основан на одновременном ограничении вмешательства государства в социально-экономическую сферу и расширении направлений регулирования экономики. Государственное регулирование распространяется на денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку хозяйства, социальные факторы экономики. Регулирование экономики становится многоцелевым.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника реальных инвестиций. Важная роль отводится налогам, их сокращению и снижению степени прогрессивности налогообложения.
К настоящему времени через государственные бюджеты западных стран перераспределение национального дохода достигло и даже превышает 50%, что свидетельствует об активной роли государства в регулировании экономики и социальной сферы.
Планово-директивная финансовая политика характерна для стран с административно-командной системой управления экономикой, она проводилась во всех бывших социалистических странах и основывалась на государственной собственности на средства производства и плановой системе управления.
Цель планово-директивной финансовой политики - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.
Практика реализации планово-директивной финансовой политики свидетельствует о ее достаточно высокой эффективности в условиях экстремальных ситуаций, когда необходима максимальная концентрация государственных финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов, например, в годы Второй мировой войны, послевоенные годы восстановления национального хозяйства и т.п.
Однако в условиях, когда экономика выходит из кризисного состояния, требуются качественно новые подходы к формированию финансовой политики и финансовых механизмов, развитию различных форм собственности. В противном случае это приводит к отрицательным последствиям:
o снижению эффективности производства;
o замедлению развития социальной сферы;
o ухудшению финансового положения государства.
В условиях свободного предпринимательства, т.е. рыночной экономики, эффективной является, как доказано мировым опытом, регулирующая финансовая политика.
Основу современной финансовой политики России составляют:
o свобода рыночного предпринимательства;
o разнообразные формы хозяйствования;
o приватизации государственной собственности;
o переход к смешанной экономике, базирующийся на сочетании частных (в различных формах - индивидуальных, групповых, кооперативных, коллективных) и государственных хозяйствующих субъектов.
При выработке финансовой политики разумное государство в лице соответственных органов власти и управления руководствуется особенностями исторического развития общества, учитывает внутреннюю и международную обстановку, реальные экономические и финансовые возможности страны, опыт использования экономического и финансового механизма, новые тенденции развития, мировой опыт, требования объективных экономических законов.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам всего общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах в решении поставленных целей и задач.
Приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, в котором определяются основные направления финансовой политики на текущий год и на ближайшую перспективу.
Все ветви и все уровни государственной власти - от Федерального Собрания РФ до органов местного самоуправления - обязаны действовать в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ.
В настоящее время в российском обществе общепризнано, что финансовая политика в России в 1992-1998 гг. не была научно обоснованной и преследовала одну главную задачу - изменить социально-экономический строй общества. Эта задача в основном достигнута. Планово-директивная система экономики разрушена, в социально-экономическом строе произошли необратимые изменения. Возврат к командной системе уже невозможен. Но за все это российское общество расплатилось чрезмерно дорогой ценой - невиданным в мировой истории экономическим спадом (объем ВВП в 1998 г. уменьшился по сравнению с дореформенным 1990 г. в два раза, на 51%); массовым обнищанием населения (еще и сегодня денежные доходы 25% населения ниже прожиточного минимума); резким расслоением общества на богатых и бедных (доходы 10% наиболее обеспеченных граждан, по данным статистики, в 15 раз, а по данным Института экономики РАН - в 26 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных граждан); гиперинфляцией (составившей в 1992 г. 2600%, в 1993 г. - 450, а за период с 1990 по 1998 г. - 18 000%).
Начиная с 2000 г. в финансовой политике России, как и во всей социально-экономической политике, стали проявляться и набирать силу положительные тенденции и направления развития, а именно:
o оживление отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства и постепенное восстановление дореформенного их объема (объем ВВП стал неуклонно увеличиваться и в 2005 г. достиг 96% уровня 1990 г.);
o снижение уровня инфляции (в последние годы уровень её снижается, хотя остается все еще высоким - в 2005 г. он составил 11,5%);
o реформирование банковской системы с ориентацией ее на обслуживание хозяйствующих субъектов, предоставление им кредитов на приемлемых условиях (в настоящее время ставка рефинансирования Банка России, от которой зависит величина процентной ставки за банковский кредит, составляет 11% годовых против 210% в 1994 г. Однако нынешняя ставка все еще высока (для сравнения: в развитых рыночных странах она составляет от 1 до 4,5%);
o увеличение финансовых ресурсов государства и концентрация их в главном денежном фонде страны - бюджете;
o усиление социальной направленности бюджета, увеличение ассигнований на социальные потребности, постепенное повышение пенсий, пособий, стипендий, а также увеличение заработной платы в бюджетной сфере;
o упорядочение и упрощение налоговой системы, уменьшение налогового бремени на хозяйствующие субъекты, увеличение собираемости налогов и суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
o совершенствование межбюджетных отношений, постепенное выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности на всей территории РФ. И хотя в этой сфере еще очень много острых проблем (подавляющее большинство территориальных и местных бюджетов пока является дефицитным), но с каждым годом наращиваются усилия по совершенствованию межбюджетных отношений. На это направлены существенные изменения и дополнения в Бюджетном кодексе РФ, которые внесены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования межбюджетных отношений".