Функции философии
Онтологическая — функция формирования у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении. Аксиологическая — функция ценностной ориентации человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, доброго и низменного.
Социальная — функция формирования гражданского сознания, гражданской культуры личности, её способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, правовых, экономических, нравственных, экологических, научных, педагогических, оборонных...) для адекватного включения в систему общества со всеми его институтами, отношениями и функциями.
Гносеологическая — функция познания; в системе философии индивид как личность найдёт знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания.
Методологическая — функция философии, которая вооружает любого человека, независимо от его профессии и типа деятельности, методами познания, исследования, построения гипотезы, теории, концепции, программы, доктрины, методами теоретической и практической деятельности.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нём человека через систему отношений "мир — человек", "универсум — человек".
Типы мировоззрений
Есть "мир" и есть "человек". Можно изучать "мир", можно изучать "человека", но можно изучать три предмета: "мир", "человека" и их "отношение". Это и есть совокупный предмет всех типов мировоззрения (Л. Зеленов).
Через означенную систему можно характеризовать шесть типов мировоззрения:
- мифологическое — символическое мировоззрение;
- религиозное — догматическое мировоззрение;
- народное — традиционное, то есть основанное на народном сознании, народной психологии и исторических традициях;
- художественное (искусство) — образное мировоззрение;
- научное — помологическое мировоззрение;
- философское — концептуальное мировоззрение.
В связи с этим сделаем некоторые пояснения, касаемые общества и роли философии как концептуального мировоззрения.
Общество — это люди в совокупности отношений в системе сфер общественной жизни и областей профессиональной деятельности; общество — это определённая совокупность материальных (технические и экологические системы) и духовных (люди, социум) процессов. В этом плане мы не отнесём философию к материальному производству, так как её продукты — идеи, теории, концепции, учения. Философия выступает духовной формой жизни общества.
В духовной сфере существует множество других видов деятельности и форм творчества, относящихся к религии и искусству, к науке и педагогике, к политике и экономике, к различным областям знаний на уровне теорий, концепций, законов и т.п.
Поэтому необходимо отделить философию от других видов духовной деятельности. Для этого целесообразно учитывать два аналитических момента:
- первый — философия отличается от всех иных видов духовного творчества тем, что она является общим, универсальным типом. Если этика изучает нравственные явления, психология — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология — политический процесс, физика и химия соответственно, физические явления и химические процессы и т.п.
Философию же интересует всё: этическое и психическое, политическое и физиологическое, физическое и химическое, нравственное и правовое, человеческое и внечеловеческое, материальное и духовное, земное и внеземное... Об этом говорит вся история философии. Но в этом всём её интересуют не частности, не детали, не конкретика, а общие закономерности, общие процессы, общие структуры, общие свойства, то есть всё то, что роднит эти явления, то, что у них общего;
- второй — философия отличается и от тех типов духовного творчества, которые тоже интересуются всеобщим: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание.
Вот здесь конкретизируем приведённые рассуждения понятием мировоззрение через отношение "мир — человек":
- мифология представляет мир, человека и их отношение;
- религия изучает мир, человека и их отношение;
- народное сознание осваивает мир, человека и их отношение;
- искусство отражает мир, человека и их отношение;
- наука исследует мир, человека и их отношение.
Общее основание у всех типов мироосвоения — это единая система. Система "мир — человек", "космос — человек", "среда — человек", "Бог — человек", "внеземные цивилизации — человек", "универсум — человек".
Проще говоря, есть внечеловеческое (мир, природа, космос.) и есть человеческое (социальное), есть "Я" (человек) и есть "не Я" (внечеловеческое). Их отношение — основной вопрос любого мировоззрения, мироосвоения.
Всё дело в том, с каких позиций подходить, что конкретно интересует, какой аспект, какой ракурс избирается.
Итак, общий мировоззренческий предмет один — система отношения "мир — человек", "не Я — Я". Какие же мировоззренческие особенности в каждой из форм мироосвоения и каковы основы их зарождения?
Мифология — символическое мировоззрение, система символов, представление реального как ирреального. Она родилась вместе с человечеством и является первой синкретической (архаично соединённой) формой духовного освоения мира и человека в их многогранных отношениях и связи. Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богатое — мифы, легенды, сказки, сказания, былины, пословицы, поговорки, то есть символические формы освоения внечеловеческой реальности человеком. Специфика мифологического мировоззрения в том, что природное представляется как человеческое, а человеческое как природное. Мифология — начальная стадия бытия человечества, донаучная, дорелигиозная, дофилософская форма духовного освоения системы "универсум — человек".
Религия — догматическое мировоззрение, новый уровень мировоззрения вслед за мифологией, это система догм, постулатов, принимаемых на веру, это фиксация сверхъестественного в системе "универсум — человек". Религия базируется на вере, потому что не стремится доказывать и даже являть, что неизбежно придает всем положениям религии характер догм, а сама она предстает как система догматов.
Народное сознание — традиционное мировоззрение, система традиций, фиксация исторически непреходящих ценностей в данной системе через призму житейского опыта.
Искусство — образное мировоззрение, система образов, отражение системы "не Я — Я" в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в искусстве — это отражение жизни в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский). Понятие "образа" также важно для искусства, как понятие "символа" для мифологии или "догмы" в религии. Отход от образа, трансформация образных построений в искусстве в различных направлениях модернизма и постмодерна — это художественное экспериментирование, хотя и достаточно интересное. Иногда и модерн даёт толчок к созданию нового образа, который постепенно входит в обыденную жизнь как факт бытия.
Наука — помологическое мировоззрение (греч. потов — закон), система законов, отражение закономерного в системе "универсум — человек". Данный тип мировоззрения или мироосвоения достаточно точен через призму конкретной науки — математики, физики, химии, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других.
Философия — концептуальное мировоззрение, мироосвоение, система концепций, понятийно-содержательное, аналитическое осмысление системы "универсум — человек".
Главное для философа — не продуцировать символы, не постулировать догмы, не утверждать традиции, не творить образы, не открывать законы, а формулировать, строить, генерировать концепции: концепцию универсума, концепцию социума, концепцию общества, концепцию личности, концепцию науки, концепцию обороны, концепцию общественной безопасности, концепцию религии, концепцию семьи и т.п.
Концепция — это базовое идейно-теоретическое построение проблемы, её научный замысел.