Функции этикета
Современный деловой этикет, регламентируя поведение людей, выступает в многообразии функций, важнейшими из которых являются:
— информационная: правила этикета всегда информируют человека о том, как следует вести себя в той или иной конкретной ситуации общения и какого поведения следует ожидать от окружающих — коллег, начальников, подчиненных, граждан, обращающихся в официальные учреждения;
— функция стандартизации моделей индивидуального и группового поведения: знание правил этикета и умение ими пользоваться применимо к каждой конкретной ситуации, делает поведение человека предсказуемым и позволяет ему легче вливаться в новый коллектив, восприниматься другими как "свой", сохранять и поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, не внося диссонанса поступками, которые могут быть восприняты как неправильные, нарушающие принятые стандарты поведения. Предлагая следовать принятым правилам в конкретной ситуации, этикет тем самым стандартизирует поведение каждого члена коллектива. Следование принятым правилам снижает чувство тревоги и напряженности в связи с ожидаемым поведением каждой из сторон общения и укрепляет чувство уверенности в правильности своих действий, рождает самоуважение, создает чувство психологического комфорта;
— обеспечения социального контроля и социального влияния как способа управления социальными отношениями и поведением членов социальной группы, средства предупреждения нежелательных отклонений в их поведении и обеспечения устойчивости социальной организации как системы, стандартизирует поведение человека, помогает ему не задумываясь, подсознательно выбирать правильную линию поведения is соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения во взаимоотношениях с другими людьми, и дает возможность окружающим оценивать поведение каждого, корректировать и контролировать его, предупреждая возникновение конфликтов;
- дипломатии, политической борьбы: преднамеренное нарушение принятых правил этикета может выражать определенную политическую конфронтацию, скрытую напряженность в отношениях между странами и их представителями в дипломатических процедурах и церемониалах или, напротив, демонстрировать высокую степень уважения и почтительности к персонам, чей статус не требует обязательного выполнения данных правил протокола. Нередко правила этикета нарушаются для "незаметной" демонстрации своей позиции, недоброжелательности или, наоборот, для подчеркивания глубокого уважения к собеседнику, партнеру. Например, гость, которому предлагается занять место слева от хозяина, скорее всего расценит это как скрытую форму недоброжелательности;
— идентификации с окружающими, создания психологического комфорта: предсказуемое поведение людей одного уровня культуры делает их общение приятным, комфортным; проявление человеком незнания элементарных правил поведения дает основание окружающим воспринимать его как "чужака", "человека другой культуры".
Владение правилами этикета может быть использовано в качестве инструмента социального продвижения, что особенно актуально было в прошлые века, однако не утратило своего смысла и сегодня: хоть "провожают по уму", но встречают все-таки по-прежнему "по одежке".
Виды современного этикета
Современный этикет выступает в многообразии видов, которые обусловлены особенностями жизненных ситуаций, спецификой некоторых сфер жизнедеятельности общества, профессиональными особенностями отдельных социальных групп. Поэтому сегодня выделяют повседневный, деловой (служебный) научный, медицинский, оказиальный (связанный с конкретными обстоятельствами действия, регламентирующий поведение человека в особых ситуациях, например, в театре, в концертном зале, на карнавале), международный, дипломатический и др.
Этикет делового общения регламентирует управленческие взаимодействия в государственной и муниципальной службе, способствует налаживанию деловых контактов и организует совместную деятельность, помогает безболезненно преодолевать межкультурные, языковые, статусные барьеры, затрудняющие общение, правильно оценивать с этической точки зрения поступки других и свои собственные, обеспечивает создание и поддержание нормального морально-психологического климата в коллективе.
Каждому типу общения и каждой конкретной ситуации соответствуют свои правила поведения (неписаные или вербализованные в нормативных документах), дифференцирующими признаками которых могут выступать служебный статус, пол, возраст, характер социальных ролей и связей и т.п. Эти модели поведения включают особенности приветствия, представления и обращения, внешнее оформление деловой встречи, беседы, деловых переговоров и приемов, совещаний, телефонных разговоров и деловой переписки, а также манеры поведения, внешнего облика и культуры речи.
Требования к этикету государственных и муниципальных служащих как одному из механизмов регулирования их служебного поведения закреплены в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации": "проявлять корректность в обращении с гражданами", "проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации" и др.
Ситуационный характер этикета требует внимательного анализа и оценки каждой ситуации, в которой человек оказывается в процессе выполнения своих служебных обязанностей, чтобы безошибочно выбрать соответствующий ей стиль и характер поведения, вербальные и невербальные средства общения, одежду. Вряд ли будет уместным, войдя утром в кабинет руководителя, приветствовать его: "Привет!", хотя в соседнем кабинете, где располагаются коллеги, такое утреннее приветствие ни у кого не вызовет недоумения. Так же, как появление в кроссовках или футболке, естественное на дружеской встрече "па природе", совершенно недопустимо в ситуации официального мероприятия.
Вместе с тем необходимо учитывать и некоторые общие закономерности, определяющие особенности и характер межличностных взаимоотношений в деловой среде.