Функции эмоций
Из Античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека. Вспомним миф о вознице, предложенный Платоном (см. гл. 2). Разум и чувства представлены в этом мифе в виде двух непримиримых соперников, которые способны двигаться в одном направлении только под кнутом возницы – Воли. Стоики и эпикурейцы также по различным основаниям призывали воздерживаться от эмоций. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например, в юридической практике. Суды учитывают эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, подразумевая, что сильное душевное волнение, или аффект, приводят к потере контроля над своими действиями (см., например, ст. 107 "Убийство, совершенное в состоянии аффекта" илист. 113 "Причинение вреда здоровью в состоянии аффекта" в УК РФ). Однако, по верному замечанию В. К. Вилюнаса, "в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки движения автотранспорта". Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Уже Ч. Дарвин (1872) говорил о биологической целесообразности эмоций. По мнению С. Л. Рубинштейна, именно эмоция является базовой формой психического, так как оповещает субъекта о значимости стимула.
По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества.
Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция сигнализации мотивационного состояния
Потребностно- мотивационные и эмоциональные процессы составляют неразрывное единство в психической жизни человека. Как мы уже знаем из гл. 4, человек действует на основании опредмеченых потребностей (мотивов). Однако обычно мотивы не осознаются в полной мере. Человек может осуществлять рефлексию своей мотивационной сферы только с определенного возраста. Эта рефлексия предполагает специальную активность. Но бывает и так, что осознаются не сами мотивы, а мотивировки. Люди весьма изощрены по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают им (и окружающим) истинные мотивы. Например, некто может быть уверен, что его действия направляются альтруистической мотивацией, но при этом он испытывает гнев, когда не получает в ответ на свою номощь "симметричную" благодарность. Переживание гнева как раз свидетельствует о расхождении истинной мотивации (стремление к похвале) и мотивировки (якобы стремление бескорыстно помочь).
Определяя связь между потребностями и эмоциями, можно сказать, что эмоции – это наблюдаемое и субъективно переживаемое проявление мотивационной сферы личности – сигнал о состоянии потребностей. С. Л. Рубинштейн кратко суммировал данное отношение, назвав эмоции "субъективной формой существования мотивации". Поэтому в качестве основной функции эмоций можно назвать сигнализацию мотивационного состояния и непосредственно следующую из нее функцию побуждения, поддержания и прекращения специфических форм деятельности.
Функция побуждения деятельности
Положение о том, что стремление испытывать определенные эмоции представляет собой достаточно автономную функциональную потребность, представлено в концепции отечественного психолога Б. И. Додонова (1923–1985). Если роль эмоций в качестве субъективной награды за удовлетворение различных нужд личности отражено в лингвистической конструкции "делать с удовольствием", то самостоятельная ценность эмоций может быть выражена словосочетанием "делать ради удовольствия". Например, удовольствие от питья возникает как бы само по себе до того, как организм действительно обезвожен (см. гл. 4). Таким образом, эмоция приобретает автономную роль в побуждении поведения живого существа (есть – потому что вкусно, а не от голода). Так, вы можете отправиться на прогулку потому, что кислород полезен для организма, или потому, что вам приятно подышать свежим воздухом. Причем именно во втором случае вы, скорее всего, получите настоящее удовольствие от променада. Таким образом, получается, что в большинстве случаев человек действует именно на основании эмоций! В связи с этим, говорят о том, что эмоция обладает вторичной мотивирующей силой. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или наличии препятствий. Так, при интеллектуальной деятельности эмоциональная "Ага!-реакция" предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи (см. гл. 9).