Функции деятельности PR-служб в органах федеральной власти и структура подразделений. Основные отделы PR-служб
Функции деятельности PR-службы в органах государственного управления реализуются в работе пресс-центра или пресс-службы. В качестве непосредственных функций такого формирования выступают:
• распространение и подготовка для СМИ официальных сообщений, заявлений и иных информационных материалов (пресс-релизов, обзоров, пресс-бюллетеней), посвященных деятельности органов управления;
• мониторинг СМИ;
• информирование общественности о новостях посредством пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами, публикаций, комментариев, заявлений для прессы с участием как руководства, так и пресс-секретарей структурных подразделений;
• оперативное информирование граждан о деятельности органов федеральной власти, о существе принимаемых решений;
• анализ реакции общественности на действия органов власти и разработка технологий для нейтрализации негативных высказываний;
• аккредитация и оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору и подготовке материалов для СМИ;
• организация внутренних и выездных мероприятий;
• обеспечению работы интернет-представительства.
Начальник пресс-службы непосредственно подчиняется руководителю ведомства и выступает перед представителями прессы от его имени. Его функции состоят не только в подготовке материалов для встреч с журналистами, которые проводит руководитель, но и в установлении контакта с ними. В его задачи входит разъяснение точки зрения руководства по различным вопросам.
В России пресс-службы властных структур на первых этапах создавались прежде всего из государственных служащих. Постепенно, когда взаимодействие со СМИ начало воздействовать на образ ведомства в глазах общественности, в ряды пресс-служб влились профессиональные журналисты, которые перешли на государственную службу.
Сообщения, исходящие от государственных органов, проходят так называемый "фильтр" пресс-служб, которые проводят отбор и дозирование официальной информации. С другой стороны, готовя обзоры печати, сотрудники пресс- службы преследуют цель не просто передавать опубликованные в газетах новости, а интерпретировать их.
Основными принципами работы пресс-службы должны быть: оперативность, законность, гибкость и непрерывность, конструктивность[1]. Сотрудники пресс-службы должны делать все возможное, чтобы обеспечить непрерывный поток новостей, исходящих от органов власти.
Особое внимание необходимо обратить на ответственность, которую несет пресс-служба, она должна очень тщательно проверять информацию перед тем, как передать ее журналистам.
Ниже приведем схему, на которой указана оптимальная структура пресс-службы в органах власти[2] (рис. 6.1).
В. В. Ворошилов выделяет три основные функции пресс- службы[3]:
• внешняя, предусматривающая проведение в тесном контакте с руководством ведомства анализа служебной информации, вычленение сообщений, представляющих общий интерес, и передачу их в СМИ;
• внутренняя: сбор и анализ распространенных в СМИ сведений об органе государственной власти;
Рис. 6.1. Типовая структура пресс-службы органов государственной власти и управления Российской Федерации
• охранная, в соответствие с которой осуществляется защита служебных тайн и непредназначенной для общества информации.
Система органов государственной власти и управления является основным фактором, регулирующим общественные отношения в информационной сфере. Поэтому на государство в лице ее системы органов власти возлагается обязанность своевременного выявления угроз информационной безопасности, а также организации противодействия акциям информационной агрессии.
Выделяют следующие основные задачи федеральных органов исполнительной власти в области информационного противоборства[4].
• разработка предложений по определению государственной политики в области информационного противоборства, прогнозирование, выявление и оценка источников и характера угроз применения против России средств и методов информационного противоборства;
• сбор разведывательной информации об используемых и перспективных информационных технологиях объектов информационной сферы противостоящей стороны;
• защита военно-политического руководства, а также индивидуального, группового и массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной информационно-психологических средств и методов воздействия;
• организация противодействия антигосударственной пропаганде, проводимой в том числе информационно-психологическими средствами и методами воздействия;
• защита информационной инфраструктуры государства от применения противостоящей стороной информационно-технических средств и методов воздействия и др.;
• разработка модели угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере, основанной на проведении глубоких и разносторонних научных исследований;
• создание и разработка стратегии проведения тайных операций в информационно-психологической сфере в мирное время и в угрожающий период (при различных степенях эскалации напряженности международных отношений);
• разработка нормативной правовой базы проведения специальных операций в информационно-психологической сфере, применения информационного оружия и методов информационной войны;
• создание системы быстрого реагирования па внезапные (неожиданно обнаруженные) информационные атаки, способной своими действиями сковать противника, заставить его отказаться от всех или хотя бы части своих планов, перехватить инициативу и создать наиболее благоприятные условия для нанесения контрудара;
• создание системы обеспечения безопасности компьютерных систем управления вооруженными силами и, в особенности, силами стратегического ядерного сдерживания.
Информационный продукт может производиться пресс- службой в двух видах – печатном (заявления, пресс-релизы, информационные сообщения, аналитические записки и т.д.) и вербальном (сообщения на брифингах и пресс- конференциях, в интервью или приватных беседах)[5]. Помимо этого, телецентры крупных пресс-служб самостоятельно готовят передачи или сюжеты. Однако информацию пресс- служб нужно дифференцировать не только по формальному признаку, но и по сущностному – по ее качеству. Эта градация учитывает следующие типы сведений:
• нейтральная текущая информация;
• акцентированная информация, предусматривающая выделение фактов нужного содержания при скудной подаче иных сведений;
• открытая негативная информация, которая распространяется, как правило, из-за явного противостояния ведомства или руководителя внешним организациям или личностям (скандал);
• открытая негативная информация, направленная против конкретной личности (компромат);
• скрытая негативная информация, передаваемая в СМИ в конфиденциальном порядке без ссылки на ее источник (утечка);
• неожиданная информация (сенсация).
Пресс-службы в органах власти работают на основе Положения о пресс-службе, которое разрабатывается и утверждается в самой организации.