Функции делового общения
Деловое общение выполняет целый ряд важнейших функций. Оно:
- способствует эффективному достижению целей производства или бизнеса (именно в ходе делового общения происходит выработка стратегии и тактики совместных действий, поиск средств решения поставленных задач, их корректировка в процессе реализации и т.д.);
- позволяет подобрать эффективно работающую команду (подбор и расстановка кадров, делегирование полномочий, работа с людьми);
- способствует созданию оптимального морально-психологического климата в команде, ибо от настроения и атмосферы в коллективе зависит его производительность и эффективность работы;
- обеспечивает благоприятные внешние условия для деятельности собственной фирмы или предприятия (контакты с партнерами, смежными организациями и т.д.).
При этом деловое общение реализуется в самых различных формах:
- деловая беседа;
- деловые переговоры;
- деловые совещания и собрания;
- публичные выступления;
- телефонное общение.
Культура делового общения
О специфике каждой из них подробный разговор у нас впереди, а пока важно подчеркнуть главное: о какой бы форме делового общения ни шла речь, се обязательной предпосылкой является соответствующий уровень культуры делового общения, умение видеть в деловом партнере не только полезную, но и интересную личность. Для этого нужно обладать:
а) высокой коммуникативной культурой;
б) умением объективно воспринимать и оценивать партнера;
в) умением выстраивать отношения с любым партнером, добиваясь эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.
Стороны делового общения взаимосвязаны: умение правильно воспринимать и принимать партнера или аудиторию помогает найти нужные доводы, а владение ораторским искусством - их изложить. Все это необходимо для успешного делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнером: преодолевать барьеры в общении, занимать нужную психологическую позицию, выходить па соответствующий уровень общения и т.д.
В целом, если вы вовлечены в деловое общение и это основная сфера вашей профессиональной деятельности, то очень важно знать основные заповеди делового человека.
1. Никогда не считайте ваши методы самыми лучшими. Все можно сделать лучше, чем было до сих пор.
2. Не начинайте работу, если цель ее и задачи четко не определены. Помните слова Сенеки: "Кто не знает, в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра".
3. Помните, что из трех зол - ошибка, перестраховка, бездеятельность - наименьшее - первое. Не бойтесь ошибаться: поняв ошибку, ее можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета.
4. Контролируйте свои эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Еще Гораций заметил: "Гнев есть кратковременное безумие".
5. Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно.
6. Позитивно относитесь к критике, даже недоброжелательной. Леонардо да Винчи считал, что "противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть".
7. Говорите с людьми проникновенно и сердечно. Это оказывает на них сильное воздействие.
8. Умейте подбирать и воспитывать кадры. Это всегда более благоразумная задача, чем выполнение всех дел самим.
9. Не давайте обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Данное слово должно быть гарантией обещания.
10. Не теряйте чувства юмора. Беззлобная, доброжелательная шутка создает обстановку доверия, делает труд более легким, привлекательным и производительным.
11. Стремитесь как можно меньше говорить "я", а больше "мы", особенно в коллективе.