Функции Банка России
В ст. 3 Закона о Банке России определены следующие цели Бант России:
– защита и обеспечение устойчивости рубля;
– развитие и укрепление банковской системы России;
– обеспечение эффективности и бесперебойности платежной системы.
При этом Закон особо выделяет, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Указанные цели Банка России реализуются через его функции, которые определены в ст. 4 Закона о Банке России. Условно данные, исходя из целей приложения усилий, объектов деятельности и методов реализации функции Банка России можно подразделить на следующие.
1. Функция участия Банка России в реализации денежно- кредитной политики государства. Для реализации этой функции Банк России:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) участвует в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
3) проводит анализ и прогнозирует состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
4) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета РФ в системе национальных счетов и организует составление финансового счета РФ.
Рассматриваемая функция осуществляется посредством выполнения Банком России широкого круга обязанностей и полномочий, определенных Законом о Банке России. В частности, согласно ст. 45 этого Закона Банк России ежегодно представляет в Государственную Думу проект основных направлений денежно-кредитной политики государства, которые включают в себя следующие основные положения:
– краткую характеристику состояния экономики РФ;
– сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
– целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
– варианты применения инструментов и методов денежно- кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
– прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
– план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Согласно ст. 25 Закона о Банке России названный Банк в рамках отчета о своей деятельности представляет в Государственную Думу перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики и анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ.
Банк России консультирует Минфин России по вопросам графиков выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Регулирование денежно-кредитной политики государства осуществляется Банком России путем использования экономических методов, указанных в ст. 35–44 Закона о Банке России. Среди них:
– изменение процентных ставок по операциям Банка России для воздействия на рыночные процентные ставки;
– установление нормативов обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России (резервные требования);
– осуществление операций на открытом рынке, в частности – купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, чтобы регулировать спрос и предложение денежной массы;
– рефинансирование (кредитование) кредитных организаций;
– валютные интервенции в виде купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
– установление ориентиров роста денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики;
– прямые количественные ограничения в виде установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, указанные ограничения могут касаться отдельных кредитных организаций в целях регулирования банковской деятельности; в отдельных исключительных случаях после консультаций с Правительством РФ Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций;
– эмиссия облигаций от своего имени, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций; при этом размер общей номинальной стоимости непогашенных облигаций Банка России всех выпусков, должен соответствовать разнице между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов, таким способом Банк России путем экономических методов обеспечивает уменьшение денежной массы у кредитных организаций, находящейся в обращении.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, финансового счета РФ в системе национальных счетов, а также для анализа экономической ситуации Банк России в соответствии со ст. 57 Закона о Банке России вправе запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и у любых юридических лиц.
2. Функция организации наличного денежного обращения. Во исполнение этой функции Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег. Данная функция реализуется посредством выполнения Банком России широкого круга обязанностей и полномочий, определенных ст. 29–34 Закона о Банке России. В частности, только Банк России осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, обменивает ветхие и поврежденные банкноты. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ, обеспечиваются всеми активами Банка России.
Совет директоров Банка России принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения Банк России:
– прогнозирует и организует производство, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России, перевозит и хранит банкноты и монеты Банка России, создает их резервные фонды;
– определяет признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядок уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России.
Банк России определяет порядок ведения кассовых операций (операций с наличными денежными средствами), устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных и иных организаций.
3. Функция управления системой расчетов. В целях исполнения этой функции Банк России:
1) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
2) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
В соответствии со ст. 82.3 Закона о Банке России указанные функции реализуются Банком России посредством установления правил, форм, сроков и стандартов осуществления наличных и безналичных расчетов в целях обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Кроме того Банк России непосредственно через расчетно-кассовые центры своих территориальных учреждений осуществляет межбанковские безналичные расчеты.
Согласно ст. 57–58 вышеназванного Закона Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций. При этом не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций.
4. Функция управления банковской системой. В целях ее осуществления Банк России:
1) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
2) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);
3) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
4) устанавливает правила проведения банковских операций;
5) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ.
Порядок выполнения рассматриваемой функции Банком России регулируется ст. 52, 56–76 Закона о Банке России, на основании которых Банк России:
– принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их;
– выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ;
– осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций, выполняет функции контроля при реорганизации и ликвидации кредитных организаций, осуществляет контроль за составом участников (акционеров) кредитных организаций, устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) и руководителей кредитных организаций;
– устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами;
– устанавливает обязательные экономические нормативы для кредитных организаций, методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов. Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций;
– осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов;
– проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала, ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев, а также отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Банк России осуществляет текущий анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы РФ. При возникновении таких ситуаций Банк России вправе осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций, назначать уполномоченных представителей в кредитную организацию.
5. Функция валютного контроля и регулирования. В целях исполнения данной функции Банк России согласно п. 18.2 ст. 4 Закона о Банке России:
1) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
2) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
3) является депозитарием средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями соглашений МВФ и договорами с МВФ.
Указанные функции Банка России регулируются Законом о валютном регулировании, в соответствии с которым Банку России предоставлены властные полномочия органа валютного регулирования и валютного контроля.
Как орган валютного регулирования Банк России издает в пределах своей компетенции нормативные акты валютного регулирования, акты о формах и методах валютного контроля, обязательные для всех участников валютных отношений на территории РФ, устанавливает правила проведения и единые формы оформления валютных операций, устанавливает формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям, устанавливает порядок осуществления валютных операций между банками, устанавливает для банков нормативы валютных рисков.
Как орган валютного контроля Банк России организует деятельность уполномоченных банков, осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, принимает подзаконные правоприменительные акты в отношении кредитных организаций и валютных бирж.
Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, координацию взаимодействия банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией.
Банк России согласовывает размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе РФ, устанавливаемую федеральным законом по предложению Правительства РФ.
6. Функция осуществления банковских операций и сделок. В целях ее исполнения Банк России:
1) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования (кредитования);
2) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
3) осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в банках, признанных банкротами, но не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;
4) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
5) осуществляет управление золотовалютными резервами Банка России.
Порядок реализации Банком России рассматриваемой функции осуществления банковских операций и сделок регулируется ст. 46– 49 Закона о Банке России.
Основными банковскими операциями и сделками, которые вправе осуществлять Банк России, являются следующие:
– предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, а российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня, определенного Советом директоров Банка России – также без обеспечения;
– покупка и продажа ценных бумаг на открытом рынке, а также продажа ценных бумаг, выступающих обеспечением кредитов Банка России;
– покупка и продажа облигаций, эмитированных Банком России, и депозитных сертификатов;
– покупка и продажа иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями;
– покупка, хранение, продажа драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;
– проведение расчетных, кассовых и депозитных операции, хранение ценных бумаг и других активов и управление ими;
– выдача поручительства и банковских гарантий;
– осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
– открытие счетов в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;
– выставление чеков и векселей в любой валюте;
– осуществление других банковских операций и сделок от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Перечень банковских операций и сделок Банка России является открытым, так как согласно п. 11 ст. 46 вышеуказанного Закона Банк России вправе также осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Указанные операции и сделки могут осуществляться Банком России за вознаграждение (на комиссионной основе) за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Контрагентами Банка России в этих операциях и сделках являются кредитные организации и Российская Федерация в лице Правительства РФ. В исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России вправе обслуживать иные организации, например, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их организации, государственные внебюджетные фонды, воинские части, а также отдельные категории физических лиц (военнослужащих, служащих Банка России, иных лиц). В регионах, где отсутствуют кредитные организации Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями.
При осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России вправе осуществлять банковские операции и иные сделки также с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами.
Обеспечением обязательств заемщиков по кредитам, выдаваемым Банком России под обеспечение, могут выступать только исчерпывающие виды имущества, к которым относятся:
– золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;
– иностранная валюта;
– векселя, номинированные в российской или иностранной валюте, и государственные ценные бумаги, определенные решением Совета директоров Банка России.
В отдельных случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.
В целях обслуживания государственного бюджета Банк России согласно ст. 23 Закона о Банке России хранит на своих счетах средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Банк России открывает и ведет счета Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, через которые проводятся все кассовые операции по исполнению бюджетов. В соответствии со ст. 166.1, 215.1 БК РФ Банк России вправе осуществлять операции с указанными бюджетными средствами без взимания комиссионного вознаграждения.
Кроме того, согласно ст. 96.11 БК РФ Банк России может осуществлять отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в соответствии с договорами, заключаемыми Банком России с Минфином России.
Банк России осуществляет операции с золотовалютными резервами РФ, а также операции по обслуживанию государственного долга РФ в рамках полномочий, определенных федеральными законами. Эти операции могут осуществляться Банком России по поручению Правительства РФ на основании соглашений, заключаемых с Минфином России, действующим от имени государства.
• Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимается предусмотренное ст. 119 БК РФ осуществление Банком России безвозмездно в качестве генерального агента Правительства РФ операций по размещению, выкупу, обмену и погашению государственных и муниципальных долговых обязательств и выплате за счет средств соответствующего бюджета доходов по ним в виде процентов и (или) дисконта.
Указанные операции выполняются Банком России на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином России. Согласно ст. 155 БК РФ Банк России на основании отдельных соглашений осуществляет такие же функции генерального агента при размещении государственных ценных бумаг РФ.
Статья 49 Закона о Банке России устанавливает ограничения на операции и сделки Банка России. В частности, Банк России не имеет права:
– осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 46 и ст. 48 Закона о Банке России;
– приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций за исключением приобретения акций на открытом рынке как инструмента денежно-кредитной политики и иных случаев, предусмотренных Законом о Банке России;
– осуществлять операции с недвижимостью за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;
– заниматься торговой и производственной деятельностью за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России;
– пролонгировать предоставленные кредиты, кроме как по решению Совета директоров Банка России.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона Банк России участвует в уставном капитале Сбербанка России. Участником (акционером) иных организаций Банк России вправе выступать только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
7. Функция нормотворчества. Данная функция предусмотрена ст. 7 Закона о Банке России и ст. 5 Закона о валютном регулировании. Указанные статьи предусматривают соответственно положения о том, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и иными федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Кроме того, как орган валютного регулирования Банк России издает в пределах своей компетенции акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, участвующих в совершении валютных операций. Таким образом, указанные акты носят общеобязательный характер.
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – "Вестнике Банка России" за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.
Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:
– курсы иностранных валют по отношению к рублю;
– изменение процентных ставок;
– размер резервных требований;
– размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
– прямые количественные ограничения;
– правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
– порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
В соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России.
Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.
Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Помимо указанных полномочий к нормотворческим функциям Банка России может быть отнесена и функция подготовки Банком России заключений по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций. Очевидно, что использованием данной функции обеспечивается максимальное соблюдение интересов Банка России указанными актами.