Функции

Наиболее важными функциями сравнительной педагогики определены: объяснение (анализ), критика, заимствование, прогнозирование (Б. Холмс, Н. Хэнс, Ю. Шрайвер).

Особенно значительны перспективы прогностической функции. Выполнение данной функции позволяет сравнительной педагогике заглянуть в будущее, изменить современность, решать проблемы нынешнего образования. Если учесть, что прогнозируемость педагогики и образования возрастает по мере приближения к текущей реальности и что сравнительная педагогика занята по преимуществу изучением этой реальности, очевидно, что компаративистам под силу доводить до предельно возможного уровня прогностический потенциал педагогической науки.

Развитие событий в области образования во многом можно предсказать на основе объяснительной функции. Так что объяснение (анализ) выполняет для прогнозирования обслуживающую роль. Б. Холмс, поясняя причины такой иерархии, замечает, что приоритетом для сравнительно-педагогических исследований является "не объяснение настоящих событий предшествующими фактами, а предсказание будущих событий на основе гипотетических утверждений и решений с учетом конкретной ситуации в образовании и обществе".

"Спутником" прогнозирования в сравнительной педагогике является внедрение зарубежного педагогического опыта. При этом успех внедрений отнюдь не обязателен. Чтобы достичь успеха, научному предсказанию, а далее внедрению должен предшествовать тщательный анализ исходных факторов развития образования, в частности, уникальных национальных традиций и ценностей. Ю. Шрайвер и Б. Холмс считают, что невозможно ввести обязательное среднее образование для всех учащихся без изменения содержания этого образования. Возникает вопрос: можем ли мы предсказать все последствия введения единого среднего образования? Конечно, нет. Но с определенной долей уверенности некоторые последствия можно предвидеть, основываясь на социально-экономических, исторических факторах, национальных особенностях.

Есть и другие серьезные препятствия в осуществлении прогностической функции сравнительной педагогики. Во-первых, сложно предвидеть все условия, в рамках которых будут развиваться предсказываемые события в образовании. Во-вторых, отсутствуют общепринятые критерии эффективности образования. Холмс отмечает, что эти трудности, накладывают на педагога-компаративиста ответственность за выбор модели прогноза и диагностического инструментария. Неразумно предсказывать, например, что результатами определенного педагогического воздействия окажется "социальная успешность", или "социальная зрелость"... до тех пор, пока эти понятия не будут точно определены на основе конкретных критериев. Прогнозирование в сравнительном образовании носит в значительной мере релятивистский характер. В лучшем случае можно предсказать возможные последствия образовательной политики, попытаться дать рекомендации, как наилучшим образом осуществить поставленные цели, предоставить информацию, которая позволит реализовать разработанную стратегию.

С функцией предсказания тесно связана критическая функция сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика может внести большой вклад в реформирование образования, показывая не только достижения, но и недостатки образовательной политики, раскрывая ее негативные последствия, разрушительное воздействие на проверенные временем национальные традиции. Компаративистика обязана критически оценивать школьную политику как своей страны, так и других государств или международных организаций. Такая позиция требует определенного гражданского мужества и отнюдь не способствует популярности сравнительной педагогики. Тем не менее, долг педагогов-компаративистов состоит в том, чтобы осуществлять нелицеприятный критический анализ всего, что происходит в образовании, и предлагать по возможности свои альтернативы.

В сравнительной педагогике особую роль играет функция переноса (заимствования) зарубежного опыта. "Свежие" примеры такого переноса в России – Единый государственный экзамен, переход к многоуровневой системе высшего образования. Надо учесть, что функция переноса имеет ограниченный характер. При заимствовании зарубежного опыта важную роль играют не только учет экономического развития страны, ценностей, убеждений, верований того или иного народа, но и уровня его педагогической культуры. Как замечает Б. Холмс, если сравнительная педагогика признает возможность заимствования педагогического опыта, она должна "знать неизмеримо больше, чем в настоящее время, о системе ценностей, которые определяют мировоззрение и поведение тех, кто принимает зарубежные инновации".