Фритредерство и теория Адама Смита
Содержательной стороной концепции свободной торговли (фритредерства) А. Смита являлось обоснование необходимости полного освобождения от таможенных пошлин почти всех наименований ввозимых в Великобританию товаров и, соответственно, расчет на встречную отмену или значительное сокращение пошлин на ввоз английских товаров в другие страны. На основе фритредерства Великобритания в 1860-х гг. заключила ряд двусторонних торговых договоров – с Францией, Бельгией, Италией, Австрией, Швецией и др. Фритредерство укрепляло доминирующие позиции Великобритании в мировой промышленности, торговле, кредите, морских перевозках.
В книге "Исследование о природе и причинах богатства пародов", которая в поздних изданиях называлась "Богатство народов" (1776), А. Смит подверг критике главные постулаты меркантилистов, в том числе идею о том, что богатство страны зависит от владения сокровищами. Такой подход, по Смиту, угрожает странам отставанием в развитии, поскольку истинное богатство не в сокровищах, а в развитых факторах производств: земля, труд и капитал. Смит разработал теорию абсолютного преимущества, которая покоится на утверждении, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие, и на этой базе имеют абсолютные преимущества, реализуемые через свободную торговлю с другими странами.
Исходя из этой традиционной для сторонников рыночной свободы идеи, Смит обосновал мысль о выгодности для граждан любой страны приобретать заграничные товары, если при прочих равных качествах, они продаются по более низким ценам, чем отечественные товары. Главный фактор успешного экономического развития, по Смиту, – это разделение труда, которое требует свободного перемещения товаров, денег и людей. Отсюда его следующий вывод: необходимость свободы торговли (либерализация торговли). При свободе торговли, согласно Смиту, усилится страновая специализация, соответственно, возрастет производительность труда, поскольку: а) рабочая сила, специализируясь на производстве определенных видов товарной продукции, приобретает высокую квалификацию и опыт; б) эффективность будет увеличиваться за счет длительного цикла производства однородной продукции, что стимулирует появление более эффективных методов работы, исключает потери времени на переключение предприятий с одного производства на другие и т.д. Что касается вопроса о "специализации" страны, Смит полагался на всесилие мирового рынка, который самостоятельно предоставит на этот вопрос оптимальный ответ.
Страна может обладать неким "естественный преимуществом" в производстве продукции, например благодаря климатическим, природным, почвенным условиям, а это не что иное, как условия для "естественного" разделения труда – утверждал Смит. Высоко ценившиеся в предшествующие века восточные пряности или тропические культуры – товары весьма специфические и прочно связанные с конкретными странами – их производителями и экспортерами – это их "естественные" преимущества. Наличие в недрах земли нефти и газа, металлических руд, золота и алмазов и т.д. – это очевидные "естественные" преимущества стран, в недрах которых имеются эти природные богатства. Близость к портам, особенно у теплых морей и океанов, удобные бухты и гавани – это тоже из категории "естественных" преимуществ, которые создают элементы абсолютных преимуществ в мировой торговле. Это не просто "преимущества", а условия и ресурсы развития при их умелом использовании.
Страна может стать обладателем приобретенного преимущества, по Смиту, если она удачно осуществила размещение производства на своей территории, используя передовые достижения науки и техники. В качестве современного примера верности этой смитовской идеи можно привести сталелитейные заводы Японии, снабжающиеся импортным сырьем и экспортирующие па мировой рынок высокосортные виды стальной продукции. Разумеется, огромное значение во внешней торговле имеют такие факторы, как размеры страны, уровень образования и культуры, эффект масштаба производства, транспортные расходы. Все это Смит считал абсолютными преимуществами во внешней торговле, которые обеспечиваются при полной свободе торговли, отсутствии вмешательства со стороны государства. Теоретические посылки А. Смита покоились на положении, что факторы производства, обладая абсолютной мобильностью в стране; перемещаются в те районы, где они получают (приобретают) абсолютное преимущество. С "насыщением" и выравниванием районов такое перемещение не приносит дохода.
Известный экономист Пол Кругман остроумно пишет, что в Америке отъезд друзей – причина для расстройства, в Европе это может стать трагедией. В 1960-е гг. в международной макроэкономике появилась новая концепция – теория оптимальной валютной зоны. Она должна была ответить на вопрос: когда странам следует создавать общую валюту? При этом все признавали, что, принимая общую валюту, страны будут отказываться от независимой политики. Вопрос был в том, насколько велики будут издержки такого шага и какие дивиденды он принесет.
Один из вариантов, который отстаивал экономист Рональд Маккиннон, акцентировал внимание на международной торговле. Чем больше объем торговли между двумя странами, тем больше выгод от того, что не надо конвертировать валюту. Кроме того, предположительно будет проще скорректировать торговый дисбаланс. Автор другого подхода, профессор Роберт Манделл делал упор на мобильности рабочей силы: "Зачем вам нужна независимая экономическая политика, если безработные могут переехать туда, где есть рабочие места?"
Третий вариант был предложен профессором Питером Кененом из Принстона, который на первый план выводил бюджетную интеграцию: если у стран или регионов общий бюджет для основных программ, то многие "асимметричные шоки" будут компенсироваться автоматически. Отсюда следовало "подчиненная" роль международной торговли.
По мнению Кругмана, именно Кенен, а не Манделл способен сейчас предложить решение европейских проблем. Можно утверждать, что мобильность рабочей силы внутри Европы на самом деле усугубляет проблему, делая евро менее устойчивым[1]. Поэтому международная и внутрирегиональная торговля в Европе будет находиться в упадке, пока ЕС не станет на путь рациональной политики.