Выдача коносамента

Когда перевозчик принимает груз в свое ведение, то по требованию грузоотправителя он обязан выдать грузоотправителю коносамент. Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имени перевозчика.

После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, которые должны содержаться в коносаменте, указывается, что груз находится на борту определенного судна или судов, указываются дата или даты погрузки груза.

В случае если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.

Если в коносаменте содержатся данные, касающиеся общего характера, основных марок, числа мест или предметов, веса или количества груза, в отношении которых перевозчик знает или имеет достаточные основания подозревать, что они не точно соответствуют фактически принятому, а в случае выдачи бортового коносамента – погруженному грузу, либо если у него не было разумной возможности проверить такие данные, перевозчик должен внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на эти неточности, основания для подозрений или отсутствие разумной возможности проверки. Если перевозчик не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что он указал в коносаменте, что внешнее состояние груза хорошее.

В случае если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика за утрату или повреждение принятого для перевозки груза не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или другую единицу отгрузки либо две расчетные единицы за 1 кг массы брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше.

Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной), приказу отправителя или получателя (ордерный) либо на предъявителя.

Именной коносамент (straight bill of lading) выписывается на определенного получателя с указанием его реквизитов – наименования и адреса. Такой коносамент может передаваться по именным индоссаментам или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. Груз в порту назначения выдается указанному в коносаменте получателю или лицу, которому был передан коносамент.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) содержит указание "приказу отправителя" или "приказу получателя". Выписывание такого коносамента предполагает, что отправитель или получатель может передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того, чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) – лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.

Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу – предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.

Коносамент передается с соблюдением следующих правил:

1) именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям (индоссаментам) или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;

2) ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;

3) коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.

Ордерные коносаменты и на предъявителя являются оборотными коносаментами (negotiable bill of lading). Они выполняют важную функцию – позволяют их держателю распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он таковым был оформлен.

В международной практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Необоротный коносамент также действует как товарораспорядительный документ, так как только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент). В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковке различают чистые коносаменты (clean bill of lading) и коносаменты с оговорками (claused bill of lading).

Чистые коносаменты не содержат дополнительных оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние товара и (или) упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но касающаяся их состояния при разгрузке, не делает коносамент коносаментом с оговорками.

Представление чистого коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле.

Кроме того, в зависимости от особенностей перевозки грузов различаются также следующие коносаменты.

Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых (нерегулярных) перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.

Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых перевозках. Чартер или чартер-партия – это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов коносамента. Обычно выдаются три экземпляра коносамента с тем же ОГЛАВЛЕНИЕм и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами, и на них ставится штамп "Оригинал". В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп "Копия" или печатаются на бланках отличного от оригинала цвета. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

Груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента:

■ именного коносамента – получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи (индоссаменту) или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;

■ ордерного коносамента – лицу, приказу которого составлен коносамент, при наличии в коносаменте передаточных надписей лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью;

■ коносамента на предъявителя – предъявителю коносамента.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными. Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

В случае если перевозчик выдает сквозной коносамент (through bill of lading), которым предусматривается, что часть перевозки груза должна осуществляться не перевозчиком, а другим лицом, сквозным коносаментом может быть предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочку его доставки, вызванные обстоятельствами, имевшими место в то время, когда груз находился в ведении другого лица при осуществлении им части перевозки груза. Обязанность доказывания того, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочка его доставки вызваны такими обстоятельствами, лежит на перевозчике.

Если судоходная компания осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный коносамент. Все контейнерные коносаменты обычно являются погрузочными, а не бортовыми. Это связано с тем, что они часто принимаются к перевозке на контейнерных станциях вне порта. На оборотной стороне контейнерного коносамента указаны условия договора перевозки. Если коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным коносаментом (insured bill of lading).

Передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику, при этом на коносаменте совершается переуступочная надпись о передаче права на предъявление претензии и иска.

Коносаментом определяются отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем. Так, если коносамент содержит ссылку на условия чартера, то они обязательны для получателя.

В случае если перевозчик и отправитель достигли соглашения о том, что груз должен или может перевозиться на палубе, перевозчик обязан сделать указание о достижении такого соглашения в коносаменте или другом документе, подтверждающем договор морской перевозки груза. В случае если перевозчик не сделает такое указание, он должен доказать, что соглашение о перевозке груза на палубе было заключено им с отправителем. Однако перевозчик не вправе ссылаться на такое соглашение в отношении третьего лица, которое добросовестно приобрело коносамент, в том числе в отношении получателя.