Франция
Основным источником правового регулирования земельных отношений и сельскохозяйственной деятельности во Франции является Сельскохозяйственный кодекс, согласно которому долгосрочное развитие сельского хозяйства является приоритетным направлением освоения сельскохозяйственных территорий.
Оценка и защита сельскохозяйственных и лесных пространств должны осуществляться с учетом их экономических, экологических и общественных функций. Сельскохозяйственный кодекс устанавливает основные принципы осуществления политики, направленной на долгосрочное землепользование для развития сельского хозяйства:
– создание благоприятных возможностей для проведения оценки состояния сельскохозяйственного и лесного пространства;
– учет необходимости сельскохозяйственного землепользования, поддержка и организация коллективных служб в малонаселенных районах;
– предупреждение природных катастроф и защита сельскохозяйственных территорий.
Создано национальное государственное учреждение с промышленным и коммерческим характером – Французское Агентство информации, сельскохозяйственных и сельских коммуникаций. Основные цели деятельности этого государственное учреждения – разработка и развитие общественных связей для сельскохозяйственных и сельских производителей, продвижение сельскохозяйственной продукции для потребителей и оценка продукции, произведенной на сельских территориях.
50% членов его руководящего административного совета являются представителями государства, а остальные 50% – представители сельскохозяйственных профессий, продовольственной промышленности, административно- территориальных образований и потребителей, а также квалифицированные работники, компетентные в сферах землепользования и осуществления других целей агентства.
Фонд управления сельскими территориями способствует финансированию любого публичного проекта, направленного на восстановление сельских земель и территорий, в первую очередь необходимых сельскохозяйственным производителям или их объединениям.
Кредиты фонда управления сельскими территориями распределяются между регионами: при расчете суммы кредита учитываются те сельские территории, которые не заняты строительством или инфраструктурой, а используются в целях лесного или сельскохозяйственного производства.
Инвестиционные общества сельскохозяйственного развития создаются с целью создания благоприятных условий восстановления сельскохозяйственных земель и зон и осуществляют различные виды деятельности, например, осуществление или реконструкцию туристических, культурных, спортивных земель и расположенных на них объектов, предназначенных для отдыха. Проект может быть одобрен лишь в рамках ревизии и утвержден местной схемой градостроительства по инициативе инвестиционного общества или заинтересованного землевладельца.
Каждый регион или объединение регионов имеет право на участие своего представителя, назначенного региональ
ным законодательным собранием, в административном совете или в наблюдательном совете инвестиционного общества сельскохозяйственного развития.
Совещательные органы регионов, акционеры – представители регионов, а также объединения акционеров представляют не менее одного раза в год письменный отчет об использовании земель для рассмотрения административным или наблюдательным советом общества.
Развитию кооперативного движения в аграрной сфере способствует стабильность и взвешенное обновление законодательной базы. Благодаря этому кооперативы чувствуют себя уверенно на экономическом пространстве страны, но при том сохраняют основные принципы своей самоорганизации и деятельности. Члены кооперативов совместно принимают стратегические решения в отношении использования земель, совместно несут ответственность за них. Отношения между участниками кооператива строятся по принципу солидарности. Равенство в нравах гарантирует принцип "один человек – один голос", который соблюдается на общих собраниях.
Значительное распространение в сельском хозяйстве Франции получили договорные сельскохозяйственные земельные ассоциации, которые являются объединениями между лесными или сельскохозяйственными землевладельцами и создаются с целью контроля и обеспечения следующих видов деятельности: выполнение и управление сельскохозяйственными и лесными коллективными работами на подведомственных землях; обеспечение выполнения работ в иных целях, при условии, что эти работы способствуют рационализации землепользования и развитию сельского хозяйства; управление фондами, расположенными в границах территории, определенной уставом.
Характерной чертой регулирования земельных отношений во Франции является долговременное развитие и государственное поощрение аграрно-кооперативного движения, в котором решающее место отводится крестьянам – членам кооператива, рачительно использующим и охраняющим землю, контролирующим деятельность, в которой они заинтересованы и за которую они отвечают юридически, морально и экономически.
Вопрос о комплексной охране природы и экологическом контроле во Франции впервые был поставлен в 1964 г., когда была создана межведомственная комиссия, а в 1970 г. была принята обширная программа по государственному контролю за загрязнением окружающей среды.
Министру сельского хозяйства Франции предоставляется право в порядке контроля инспектировать все сельскохозяйственные предприятия, прекращать аренду земли, заменять арендаторов, предписывать изменение назначения земельного участка; определять методы контроля за деятельностью в лесах, подчиненных лесному режиму.
Контрольными функциями наделяются и местные органы государственного управления, префекты, мэры городов, органы местного самоуправления. В каждом департаменте действует Совет департамента по охране окружающей среды, состоящий из представителей комиссий и советов департамента, осуществляющих экологический контроль: по ландшафтам, каменоломням, гигиене, природным рискам, флоре и фауне.
В каждом регионе существует региональный комитет охраны и контроля окружающей среды, состоящий из представителей указанных советов, ассоциаций защиты окружающей среды, назначенных префектами и председателем комитета.
Лесной режим в лесах департаментов, коммун, юридических лиц и иных собственников устанавливается и контролируется префектом после заключения соглашения между Национальной службой лесов Минсельхоза и собственником. Любые изменения в эксплуатации лесов или порядка контроля осуществляются с разрешения Минсельхоза по представлению Национальной службы лесов и ходатайству собственника леса. Инженеры корпуса лесничих контролируют выполнение лесовладельцами требований лесного хозяйства и в случаях нарушений принимают меры в соответствии со своей компетенцией.
В отношении собственности на землю и другие природные ресурсы ответственность несут и осуществляют контроль собственники этих природных ресурсов и объектов. Собственник не может корчевать лесную растительность без разрешения Минсельхоза Франции и обследования им леса.