Франция

За годы Второй мировой войны во Франции было разрушено 2100 тыс. зданий и около 200 тыс. предприятий, фабрик и мастерских, разорены 253 тыс. сельскохозяйственных ферм. К 1944 г. промышленное производство составляло 38% от довоенного уровня.

Послевоенные изменения в экономике Франции (а также Италии, Бельгии, Нидерландов, Чехословакии и ряда других европейских стран) имели специфику, обусловленную фактом их полной или частичной оккупации Германией либо активным экономическим взаимодействием с ней в годы Второй мировой войны. Поскольку в каждой из этих стран нашлась так называемая "компрадорская буржуазия" или коллаборационисты – предприниматели, активно сотрудничавшие с Германией, по окончании войны их собственность была конфискована, что укрепило позиции государственного сектора в экономике.

Вместе с тем именно Франция среди всех перечисленных стран исторически была государством с глубокими традициями и опытом государственного управления экономикой не только в качестве суверенного института власти, но и в роли собственника предприятий материального производства, активного "игрока" на капиталистическом рынке. Доктринальная концепция такого воздействия развивалась и совершенствовалась на протяжении нескольких веков, от кольберизма XVIT в. к дирижизму и этатизму XX–XXI вв.

В XX в. первая волна огосударствления во французской экономике прошла в годы Первой мировой войны. В дополнение к существовавшим в эти годы создаются новые государственные предприятия, а также смешанные общества, примерно соответствующие современным государственно-частным партнерствам (ГЧП).

На втором этапе в годы кризиса 1929–1933 гг. государство вкладывало капиталы в убыточные или обанкротившиеся предприятия, превращая их таким образом в смешанные.

Третий этап прошел перед войной, после победы на выборах Народного фронта. Стал полностью государственным Банк Франции, было создано Национальное общество железных дорог (SNCF, действующее и по сей день). В этот период были национализированы крупнейшие предприятия военно-промышленного комплекса, получившие статус смешанных с решающей долей государства.

Послевоенный период до конца 1950-х гг.

Еще до окончания Второй мировой войны, в декабре 1944 г. были национализированы шахты угольного бассейна департаментов Нор и Па-де-Кале. В 1945 г. была национализирована собственность коллаборационистов (в январе – автозаводы Рено, в марте – авиамоторные заводы "Гном и Рон" и т.п.). После выборов в ноябре 1945 г. новое правительство завершило национализацию Банка Франции. В собственность государства также перешли еще четыре крупных кредитных учреждения и ряд страховых обществ. В 1946 г. была завершена национализация угольной промышленности. В руки государства перешла вся система производства, транспортировки, импорта и экспорта электроэнергии и газа. Кроме того, государству перешла доля германского капитала в лакокрасочной промышленности.

Национализация энергетического сектора принесла реальные выгоды экономике Франции. Благодаря государственным инвестициям производительность труда в Национальном угольном обществе выросла примерно на 30%. Созданная в апреле 1946 г. государственная электроэнергетическая корпорация владела 80% мощностей ГЭС и более 50% ТЭС. Это позволило существенно ускорить развитие электроэнергетики. Государственные тарифы на энергоносители обеспечили снижение издержек всех категорий производителей и экономию расходов частных потребителей, а через нее – рост их платежеспособного спроса на продукцию других отраслей.

Наличие обширного государственного сектора в экономике Франции позволило поставить управление им, как и в социалистической экономике, па основу планирования. И хотя индикативные методы планирования во Франции отличались от планирования в СССР, этот позитивный опыт позволил ведущим мировым экономистам (в частности, Дж. Гэлбрейту) оценить сущность этих процессов как движение к постепенному стиранию различий между капиталистической и социалистической экономиками и последующему слиянию (конвергенции) этих типов хозяйствования в рамках будущего постиндустриального общества.

Как участница "плана Маршалла", Франция получила в 1948– 1951 гг. от США 2,3 млрд долл, (по другой методике подсчета помощь составила 2,458 млрд долл.).

Платой за американскую помощь стали негативные последствия экспансии крупнейших монополий США, которые значительно потеснили французский капитал на внутреннем рынке. Динамика развития экономики страны стала более зависима от хода американского промышленного цикла.

"Маршаллизация экономики Франции" означала, что США навязывали ей те товары, которые она могла сама производить, в основном промышленное сырье и сельскохозяйственную продукцию. Промышленное же оборудование составляло лишь 15% стоимости американских поставок.

Годы "плана Маршалла" во Франции характеризовались высокой инфляцией. Если принять уровень оптовых цен 1938 г. за 100, то в 1946 г. индекс цен составил 648, в 1948 г. – 1712, а в 1951 г. – 2904. Опережающими темпами росли цепы на промышленные товары (почти в шесть раз за 1946–1951 гг.), в то время как на про- довольствие – в четыре раза. Это означало падение покупательной способности сельскохозяйственных производителей на 50%, подрыв экономических позиций французского крестьянства.

Стоимость жизни во Франции увеличилась за 1938–1952 гг. в 34,7 раза, а номинальная заработная плата – в 15 раз. Таким образом, реальная зарплата упала более чем вдвое.

Высокой оставалась и безработица, составлявшая в начале 1950-х гг. около 7%.

Значительный прогресс показала автомобильная промышленность, в которой работал каждый пятый, занятый в машиностроении Франции.

Если в 1952 г. Франция выпустила полмиллиона автомобилей, то в 1958 г – уже свыше 1,1 млн. В 1955 г. 97% производства легковых автомобилей контролировали четыре производителя: "Рено" (32%), "Ситроён" (27%), "Пежо" (18%) и "Симка-Крайслер" (20%).

По числу занятых в авиационной промышленности (около 100 тыс. чел. в 1956 г.) Франция находилась на третьем месте в капиталистическом мире после США (765 тыс. чел.) и Англии (280 тыс. чел.)

Другими ведущими отраслями были электротехническая (226 тыс. чел. в 1955 г.) и электронная промышленность. По выпуску радиоприемников (1,4 млн в 1956 г.) Франция находилась на четвертом месте среди капиталистических стран.

В конце 1950-х гг. Франция становится одной из стран – инициаторов процесса европейской экономической интеграции. Вместе со странами-участницами созданного еще в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом – Франция выступает инициатором создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или "Общего рынка". Договор об учреждении ЕЭС (а вместе с ним Европейского инвестиционного банка и "Евроатома") вступил в силу 1 января 1958 г. С 1959 г. начал работать и созданный в рамках ЕЭС Европейский фонд развития.