Франк С. Л.

Биографические сведения. Семен Людвигович Франк (1877– 1950) – известный российский философ. Родился в семье врача, учился на юридическом факультете Московского университета; уже в гимназические годы увлекся революционными идеями, а в студенческие занялся революционной деятельностью[1], в 1899 г. был выслан за пропаганду марксизма (без права проживания в университетских городах). Уехал в Германию, где слушал лекции в Гейдельберге и в Мюнхене, затем в 1901 г. сдал государственный экзамен в Казанском университете. Несколько лет активно занимался переводами с немецкого языка философской литературы (в частности, перевел ряд работ Шлейермахера), участвовал в издании нескольких журналов; в это время познакомился с П. Струве, который оказал на него большое влияние.

С 1906 г. начал преподавательскую деятельность: сначала на высших курсах при гимназии, с 1912 г. преподавал[2] в Санкт- Петербургском университете, с 1917 г. – декан историко-философского факультета Саратовского университета, с 1921 г. – профессор философии Московского университета, в это же время вместе с Бердяевым работал в Академии духовной культуры. В 1922 г., в числе многих других был выслан из Советской России за границу. Жил и работал в Германии. В 1930–1937 гг. читал лекции в Берлинском университете, в 1937 г. высланный фашистами из Германии, переселился во Францию, а в 1945 г. – в Англию.

Основные труды. "Теория ценностей Маркса" (1900); "Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры" (1910); "Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания"[3] (1915); "Душа человека"[4] (1917); "Крушение кумиров" (Берлин, 1924); "Смысл жизни" (Берлин, 1926); "Духовные основы общества. Введение в социальную философию" (1930); "Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии" (Париж, 1939); "Свет во тьме. Опыт христианской этики и социологии" (написана во время войны, опубликована в Париже, 1949); "С нами Бог. Три размышления" (написана во Франции в период войны, опубликована в Англии на английском языке, 1946); "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия" (написана в 1949 г., издана в Париже в 1956).

Философские воззрения. Метафизика реальности. Одно из центральных мест во всем творчестве Франка занимает построение некой системы бытия, восходящей к системе неоплатоников и их христианских последователей, прежде всего Николая Кузанского. Франк выделяет несколько уровней бытия или видов реальности (табл. 126).

Таблица 126

Виды реальности или уровни бытия

Вид реальности

Объекты, относящиеся к этой реальности

Темпоральная характеристика объектов

Эмпирическая или материальная

вещи (материальные объекты), человеческие тела

временные

Ментальная

чувства, желания, иллюзии, предпочтения

временные

Идеальная

числа, геометрические формы, общее ОГЛАВЛЕНИЕ понятий и суждений

вневременные, но реализуются в двух первых видах бытия в настоящем, прошедшем или будущем

Безусловное бытие или Божественное

Бог

вневременное

Эти четыре уровня в делом совпадают с неоплатоновской градацией бытия: Единое – Ум – Мировая душа – Материя (см. схему 34). Каждый из этих уровней реальности относительно автономен, но в то же время (в духе пантеизма Кузанского) Франк говорит о том, что божественное бытие есть "всеобъемлющее единство" для всех видов реальности. Бог присутствует во всех людях, вне человечества Бога нет, Бог в пас и с нами, но он также и вне каждого из нас как отдельного человека. Бог есть духовный абсолют, придающий каждому человеку и всему миру внутренний смысл и ценность.

Учение о познании. В отличие от западной рационалистической традиции (и прежде всего гегелевской), этот духовный Абсолют понимается в русской идеалистической философии XIX–XX вв. (особенно начиная с Соловьева) не как чистый ум, не "отвлеченное начало"[5], а как Абсолютная личность, для понимания которой необходимо использовать методы как рационального, так и иррационального познания (чувство, мистическую интуицию и т.д.).

Познание мира осуществляется посредством органов чувств, разума (рационально) и интуитивно (трансрационально). Последний способ познания бытия связан с трансцендированием – выходом за пределы себя, при этом происходит слияние субъекта познания (человека) с объектом, т.е. с миром и его божественной сущностью, что и позволяет соучаствовать с бытием вне себя[6], воспринимая его единство. Этот способ познания ("соучастие с бытием") получает у Франка характеристику "живого знания".

Но при этом "бытие вне себя самого" обретает у Франка феноменологическую[7] окраску, поскольку это, прежде всего, бытие, данное человеку в его опыте, в его восприятии. И, с его точки зрения, нет никакой разницы между "изображением" в нашем сознании и самим изображаемым объектом, т.е. представление, существующее в нашем сознании, и есть сам объект. Отсюда процесс познания есть мистическое обладание этим объектом. Возможно это только потому, что сам человек является частью бытия, а его сознание – это частная система отношений внутри абсолютного бытия. При таком подходе душа каждого человека оказывается как бы зеркалом Вселенной, она способна "отразить" все бытие во всей его полноте, и души разных людей отличаются лишь "глубиной" и "широтой" охвата, присущих им на данный момент времени.

Личность и Абсолют. При таком подходе личность есть подобие Абсолюта (Бога), следовательно, "она и только она одна есть единственно адекватное выражение истины". Нравственный долг каждого человека состоит в духовном росте собственной личности, в творческой деятельности.

Однако с позиции такого "всеединства бытия" остаются совершенно неразрешимыми две глобальные проблемы: человеческая смерть и существование в мире зла, источником которых не может быть Бог. Франк так и не смог найти удовлетворявшее его решение этих проблем, и потому вынужден был констатировать существование загадочной "трещины во всеединстве", происхождение и назначение которой остается совершенно непонятным.

Судьба учения. Франк внес значительный вклад в развитие современной западной и русской философии, оказав влияние на феноменологию, экзистенциализм и персонализм.