Фотореализм. Достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире
Фотореализм, или "документальный романтизм", - термин московского искусствоведа А. Каменского. Некоторые искусствоведы называли это направление "постпоп-артом", художники, работавшие по принципам этого направления, настаивали на термине "реализм". Прилагательное, характеризующее особенности этого направления, менялось очень часто: то "радикальный", то "гипер", то "супер", то "резкофокусный", то "холодный", то "новый" реализм. Реализм оставался неизменным составляющим названия нового направления, хотя оно меньше всего походило на реализм и имело общие черты разве что с натурализмом. Произведения фотореализма основываются на сильно увеличенной фотографии и часто отождествляются с гиперреализмом. Однако и по технологии создания образа и главное по инварианту художественной концепции мира и личности - это хотя и близкие, но разные художественные направления. Гиперреалисты имитировали фото живописными средствами на холсте, фотореалисты имитируют живописные произведения, обрабатывая (красками, коллажными средствами) фотографии.
Художественная концепция
Фотореализм утверждает приоритет документальности и художественную концепцию: достоверный обыденный человек в достоверном, обыденном мире. Один из фотореалистов Э. Булатов пишет: "Я должен изобразить не прекрасное, и не ужасное, а самое обычное".
Предшественники
Венецианец Каналетто - праотец фотореализма. Знаменитая картина Каналетто "Возвращение Бученторо (золотая лодка) к молу" отражает процедуру обручения венецианского дожа с морем. При создании этого полотна, как и других своих картин, художник использовал проекционную технологию еще задолго до изобретения фотоаппарата и технологии обработки фотопленки. Проекционный аппарат с помощью линзы и нехитрой системы зеркал проецировал изображение окружающей реальности на бумагу, и художник обводил на бумаге контуры спроецированных предметов, которые затем копировались на холст и тщательно раскрашивались в соответствии с реальным пейзажем.
История возникновения
Фотореализм как художественное направление в мировом изобразительном искусстве развивался в 70-х годах XX в.
Американские фотореалисты процесс своего творчества делали механистичным, художники разбивали холст на квадраты, терпеливо и старательно их заполняли. В России фотореализм возник в середине 70-х годов, а первые выставки состоялись в 80-е годы. В возникновении русского фотореализма сыграла роль традиция бытописательства, пришедшая из XIX в. Для русского художественного сознания характерно особое всматривание в жизнь, литературность, любовь к реальным событиям, их обстоятельствам и деталям, что оказалось в чем-то близким эстетике фотореализма (См.: Козлова. 1994).
Теоретическое обоснование
Теоретик средств массовой коммуникации М. Маклюэн утверждал, что во второй половине XX в. наступила эпоха визуальной цивилизации - и не чтение, не книги становятся главным средством информации, а зрительные образы.
Теория фотореализма мало разработана и у этого направления нет своего манифеста или четко изложенной художественной программы. Все же ряд общих особенностей фотореализма можно назвать: (1) фигуративность, противостоящая традициям абстракционизма; (2) тяготение к сюжетности; (3) стремление избежать "реалистических штампов" и документализм; (4) опора на художественные достижения фототехники.
Фотография, кино, телевидение, репродукции, реклама - эта тиражная культура во многом вытесняет непосредственную реальность, натуру как таковую. Игнорировать подобное мощное воздействие художник не может, но он может его использовать - сделать эту "вторую природу" и героем, и инструментом своего искусства (Козлова. 1994. С.8).