Формы и законы мышления

Что такое форма? В "Большой советской энциклопедии" дано следующее определение: "Форма есть внутренняя организация содержания". ОГЛАВЛЕНИЕ и форма взаимосвязаны. Обращаясь к категории "ОГЛАВЛЕНИЕ", мы ищем ответа на вопрос: из чего данная вещь (событие) состоит, возникает, складывается. А с помощью категории "форма" мы выясняем, как устроено, каким способом связано то, из чего оно состоит. Не вдаваясь в философские споры о том, что является определяющим началом, — ОГЛАВЛЕНИЕ или форма, — признаем значительность того и другого.

О том, какое значение имеет форма, можно убедиться на школьных примерах из курса физики, химии, биологии и т.д. Одно и то же ОГЛАВЛЕНИЕ — атомы углерода, — будучи связано одним способом, образует графит, другим способом — алмаз. Составы молекул целлюлозы и сахарозы идентичны, но способы их организации различны (спирали молекул закручиваются в разные стороны). Соответственно различны и качества этих веществ, да и наше отношение к ним. А если обратиться к генетической структуре, например к молекуле ДНК, то здесь малейшие изменения в структуре чреваты далеко идущими последствиями. Из тех же нуклеотидов, из которых состоит геном человека, состоят вирусные кодоны, те же знаки переставлены в другом порядке, — всего лишь. То же самое с деструктивными компьютерными программами, заполняющими информационные сети своими последовательностями и разрушающими все прочие, и недаром их по аналогии назвали "компьютерными вирусами".

Точно так же дело обстоит и с мыслительными формами. Возьмите, к примеру, анаграммы — слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Верность — ревность, апельсин — спаниель, вертикаль — кильватер, австралопитек — ватерполистка. Как говорил один персонаж в фильме "Доживем до понедельника", из одних и тех же букв можно составить: "На холмах

Грузии лежит ночная мгла...", а можно — кляузу на соседа... Да что там из букв, из одних и тех же слов! "Казнить нельзя помиловать" — переставил запятую, придал иную форму, а последствия каковы!? Можно грамматически ничего не менять, одним только логическим ударением (выделяя главную мысль) изменять структуру мысли, а вместе с ней и смысл. Например:

1) Сестра подарила мне эту книгу (а не брат, не мать, не отец).

2) Сестра подарила мне эту книг}' (не дала только почитать с возвратом).

3) Сестра подарила мне эту книгу (а не кому-нибудь другому).

4) Сестра подарила мне эту книгу (а не какую-либо другую).

5) Сестра подарила мне эту книгу (а не что-нибудь другое).

После этих предварительных замечаний можно дать определение понятию "форма мысли".

Форма мысли {логическая форма) — способ связи элементов мысли, ее строение. Уже само определение указывает, с одной стороны, на элементы мысли, а с другой -на способ их связи (рис. 1.3).

Элементы мысли — это содержательная сторона рассуждения. Она выражается логическими переменными -знаками и формулами, которые могут принимать различные значения.

Логические переменные можно заменять конкретными по содержанию мыслями — именами и высказываниями.

Имя — это языковое выражение (слово или сочетание слов), непосредственно обозначающее, называющее определенные объекты — предметы, явления, процессы. Например, слово "Русь" означает "русская земля", — название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре, распространившееся на всю территорию Древнерусского государства. В XII XIII ив. Русь -название древнерусских земель и княжеств.

Высказывание — грамматически правильное повествовательное предложение, наделенное смыслом. Например: "В Россию можно только верить", "Если бы Россия не пришла к Империи, то она бы зачахла" (Ф. И. Тютчев). Или пушкинское: "Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна".

Рис. 1.3. Понятие формы мышления (логические формы)

Имена и высказывания имеют самостоятельное ОГЛАВЛЕНИЕ.

Способ связи элементов мысли — это формальная сторона рассуждения, указывающая на то, как связываются мысли между собою. Выражается логическими постоянными. К ним относятся:

• логические союзы (связки): "не" ("неверно, что..."), "и", "или", "если..., то...", "если и только если..., то..."; с их помощью образуются сложные высказывания из простых;

• кванторы (от лат. quantum — сколько) — количественные характеристики высказываний:

— квантор общности (универсальности) — логический смысл: "все" ("ни один"),

— и квантор существования (частности) — логический смысл: "некоторые" (в естественном языке выражается словами "есть", "существует", "бывает", "имеется", "многие", "несколько", "кое-кто", "кое-что", "большинство", "меньшинство", "все, кроме", "порой", "иногда" и т.п.

Логические постоянные не имеют самостоятельного содержания. Взятые сами по себе, они ничего не описывают и ничего не обозначают. Вместе с тем они позволяют из одних содержательных выражений получать другие. Так, союз "или" не обозначает никакого объекта. Но в совокупности с именами "умный" и "начитанный" образует новое имя "умный или начитанный"; из двух высказываний: "Выучу материал" и "Подготовлю шпаргалки" — новое высказывание: "Выучу материал или подготовлю шпаргалки". И смена квантора существенно меняет смысл высказывания: "Все чиновники - взяточники"; "Некоторые чиновники — взяточники". Установление точного смысла логических постоянных и выяснение самых общих законов, относящихся к ним, — одна из основных задач логики.

Основные формы мысли — это понятие, суждение, умозаключение.

Чем различаются они? Прежде всего, тем, что они связывают (организуют, упорядочивают) в нашем мышлении.

Понятие — это форма мысли, отражающая предметы в единстве их существенных признаков. Из этого определения следует, что элементами мысли в понятиях выступают существенные признаки предметов. Понятие (как форма) упорядочивает и организует их в целостное единство. Существенные признаки отличаются от несущественных тем, что с их утратой предмет теряет свою качественную определенность — перестает быть самим собой. Возьмем, к примеру, стул. Можно изготовить его из других материалов (вместо дерева использовать металл, пластмассу), сменить обивку спинки и сидения, изменить их форму, — стул все равно останется стулом. Но если удалить спинку, то получится табурет, совсем другой предмет. Наличие у стула спинки — это его существенный признак. В понятиях отражаются только существенные признаки. Рассмотрим это на примере двух понятий. "Сказуемое":

— главный член предложения;

— обозначающий действие предмета;

— и отвечающий на вопросы "каков предмет?" и "что он делает?".

" Преступление":

— виновно совершенное;

— общественно опасное деяние (в форме действия или бездействия);

— запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Содержательно у этих понятий нет ничего общего. По способ организации содержания идентичен — в обоих случаях выделяется и сводится воедино исчерпывающий набор существенных признаков. И так с любым понятием. Поэтому и становится возможным отвлечься от конкретного содержания понятий и изучать их с формальной (структурной)стороны.

Суждение — это форма мышления, посредством которой осуществляется связь понятий, т.е. здесь элементами мысли выступают понятия. В суждениях утверждаются или отрицаются связи между предметами и их свойствами, отношения между предметами, а также факт существования предметов. Например, в суждении А. П. Чехова: "Университет развивает все способности, в том числе и глупость", -утверждается связь между университетским образованием и развитием самых различных способностей. А в изречении Гераклита: "Многознание уму не научает", — отрицается необходимая связь между эрудицией и умом. Но способ их организации одинаков: в каждой из них есть то, о чем высказана мысль, и то, что именно высказано. Есть логическое подлежащее (1) и логическое сказуемое (2) и есть связь между ними в форме утверждения или отрицания (3). Значит, и здесь возможно формальное исследование высказываний.

Умозаключение — это форма мышления, посредством которой осуществляется связь суждений, т.е. из одного или нескольких суждений, определенным образом связанных между собой, выводится новое суждение. В умозаключении элементами мысли выступают суждения. Например:

"...Умозаключение относится к сфере разума" (Г. Гегель). Данное рассуждение — умозаключение.

Данное рассуждение относится к сфере разума.

"Всякий честный человек есть учитель" (В. В. Розанов). Сократ — честный человек.

Сократ — учитель.

Приведенные мысли различны но содержанию, но способ рассуждения один и тот же. В обоих случаях:

— мы исходно имели но два суждения, связанные общим термином (в первом случае это "умозаключение", а во втором — "честный человек");

- в этих взаимосвязанных суждениях выразилась объективная связь общего и единичного;

- в обоих случаях мысль выражена в форме утверждения;

— это и позволило нам перейти от известного к неизвестному, т.е. получить новое утверждение о единичном (в первом случае о том, что данное рассуждение относится к сфере разума, а во втором, что Сократ — учитель).

Как видим, вес формы мысли — понятие, суждение, умозаключение — можно изучать, отвлекаясь от конкретного содержания. На первый взгляд это может показаться невероятным. — Как можно изучать форм}' в отрыве от содержания? Но ведь грамматические формы тоже можно изучать обособленно. Возьмем пример, придуманный советским лингвистом Л. В. Щербой: "Глбкая куздра штёко будланула бокра и курдячит бокренка". Это искусственная фраза русского языка, в которой все корни слов заменены на бессмысленные сочетания звуков. Несмотря на это, мы можем найти подлежащее (куздра), сказуемое (будланула, кудрячнт), определение (глокая), обстоятельство (штеко) и дополнение (бокра, бокренка), установить род, число, падеж имен существительных и т.д. Чем мы, собственно, и занимались на уроках русского языка в школе, — осваивали алгоритмы морфологического разбора языковых выражений, независимо от меняющегося конкретного содержания.

Основной принцип формальной логики — правильность рассуждения зависит только от его формы и не зависит от конкретного содержания. Правильное мышление — это такое мышление, которое подчиняется законам логики.

Закон мышления (закон логики) — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. В реальном процессе общения мы связываем мысли как Бог на душу положит, — логично и нелогично. Например:

- На каком основании свидетель утверждает, что обвиняемый был пьян?

- Да он же все время кричал, что не боится своей жены! Возможно, что обвиняемый, действительно, был пьян и кричал: "Не боюсь жены!" Но какая логическая связь между этими утверждениями? Другое дело, если бы свидетель сказал: "Обвиняемый мой сосед, я его знаю тридцать лет. Он — подкаблучник, своей жены боится как огня. Когда он трезв, то тише воды, ниже травы, не смеет даже в малом перечить жене. Но когда сильно напьется — начинает куражиться и кричать: "Не боюсь жены!"" Здесь вывод уже имел бы какую-то обоснованность на основе многолетних наблюдений. Но и здесь не исключена возможность ошибки. Поскольку сосед мог выкрикивать эти слова в состоянии аффекта, под влиянием иных обстоятельств. Этот пример показывает, что надо различать реальные и логические основания наших рассуждений, т.е. законы мышления не совпадают с законами реальности, хотя и соответствуют им.

В традиционной логике принято различать основные и неосновные законы мышления (рис. 1.4).

Основные законы логики выражают коренные свойства логического мышления в целом. Это:

• определенность — синоним ясности, точности, отчетливости мысли, ее устойчивости (при повторении мысль употребляется в твердо и точно установленном, ясно выраженном и не допускающем искажений смысле);

• непротиворечивость — это недопустимость взаимоисключающих утверждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в том же отношении;

• последовательность — означает логически необходимое выведение одних мыслей из других;

• обоснованность — свидетельствует о том, что в рассуждении все мысли опираются на другие мысли, истинность которых уже установлена.

Неосновные законы логики связаны лишь с определенной формой мышления, т.е. действуют в ограниченной обла-

Рис. 1.4. Понятие закона мышления (логического закона)

сти, не охватывая всей сферы мышления. Например, закон обратного соотношения между ОГЛАВЛЕНИЕм и объемом понятия, закон распределенности терминов в простых категорических суждениях, законы различных видов умозаключений и т.д. В процессе изучения курса логики мы ближе познакомимся с ними.

В современной (символической) логике, в отличие от традиционной:

• законом мышления считается любое тождественно истинное высказывание (истинное при любых значениях входящих в него переменных);

• нет деления законов на основные и неосновные;

• допускается неограниченное число законов.

Но мы изучаем основы традиционной логики и поэтому ведем речь об основных логических законах. Их всего четыре:

1) закон тождества;

2) закон непротиворечия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

Их более детальная характеристика дана в главе 11.

Истинность и правильность мысли — характеристики, выражающие различные стороны мышления — содержательную и формальную.

Мысль является истинной, если она соответствует действительности. И ложной — если не соответствует ей. Понятие истинности указывает на соотнесение мысли с действительностью и выражает содержательную сторону рассуждений. Вопрос о критерии истины — это философский вопрос, который выходит за рамки логики.

С чем еще можно соотносить мысль? — С другими мыслями. И здесь критерием выступает правильность мышления, т.е. соответствие законам логики. Правильность выражает формальную (структурную) сторону рассуждений и отвечает на вопрос: "Логично ли так сочетать мысли между собой?"

Для достижения истины в процессе познания необходимо, чтобы мысли, из которых строится рассуждение, были истинными по содержанию, а их связь правильной по форме.