Формы и виды развития социальной защиты
Историю развития и становления института социальной защиты, как правило, связывают с принятием в некоторых странах в XVIII–XIX вв. так называемых законов о бедных. Государством поощрялись такие формы социальной защиты, как:
• создание личных сбережений граждан в государственных банках ("на черный день");
• возложение на работодателей обязанности по содержанию нетрудоспособных граждан (пособия по болезням, материнству, старости, потере кормильца);
• компенсации при несчастных случаях;
• создание обществ взаимопомощи;
• создание специальных страховых организаций (страхование рисков).
В этот же период во многих странах были введены первые общегосударственные социальные программы (табл. 3).
Таблица 3
Время (год) введения общегосударственных социальных программ
Программа |
Германия |
Великобритания |
Швеция |
Франция |
Италия |
США |
Страхование от несчастных случаев на производстве |
1884 |
1906 |
1901 |
1946 |
1898 |
1930 |
Пособие по болезни |
1883 |
1911 |
1910 |
1930 |
1943 |
- |
Пенсионное обеспечение |
1883 |
1908 |
1913 |
1910 |
1919 |
1935 |
Страхование по безработице |
1927 |
1911 |
1934 |
1967 |
1919 |
1933 |
Семейные пособия |
1954 |
1945 |
1947 |
1932 |
1936 |
- |
Медицинское страхование или предоставление бесплатной медицинской помощи |
1880 |
1948 |
1962 |
1945 |
1945 |
Частично 1935 и 1960 |
Развитие системы социальной защиты было тесно связано с интенсивной индустриализацией отдельных стран и постепенным вытеснением экономических отношений, основанных на натуральном хозяйстве.
Рассмотрим вехи формирования элементов социального обеспечения в России (табл. 4).
Таблица 4
Формирование элементов социального обеспечения в России
1678– 1684 гг. |
Митрополит Никон открывает в Новгороде четыре дома для содержания нуждающихся вдов, сирот и престарелых |
Церковная форма поддержки нуждающихся |
1712 г. |
Указ Петра I об устройстве в губерниях госпиталей и последующие указы о содержании увечных военнослужащих (1720, 1721, 1722 гг.) |
Государственные формы социальной помощи государственным служащим и уязвимым категориям населения |
1775 г. |
Согласно Уложениям Екатерины II о губерниях учреждаются приказы общественного призрения |
Организованы общественные (публичные) формы социальной помощи: больницы, богадельни, инвалидные и сиротские дома |
1854 г. |
Образование "Ведомства учреждений Императрицы Марии", представляющего собой разветвленную сеть приютов для детей, школ, больниц и домов для инвалидов |
Организованы публичные благотворительные учреждения для сирот, больных, инвалидов, финансируемые за счет частной благотворительности и дотируемые (на четверть) за счет государственной казны |
Петром I были определены приоритеты организации социальной помощи (адресность, избирательный подход в определении причин нужды, осуществление профилактических мер по предупреждению нищеты).
Результатом петровской эпохи стало расширение и укрепление государства, получило развитие законодательство, расширился круг слоев населения, охватываемых благотворительностью.
Однако этот период следует оценивать как переходный. Благотворительные организации (заведения) остались в сфере ведения церкви, а новые светские органы призрения еще не сформировались.
Система государственного социального призрения была создана в правление Екатерины II и просуществовала полтора столетия, вплоть до конца 1917 г.
Была создана двухуровневая система социальной защиты:
• специальные государственные учреждения в форме приказов, обществ призрения, богадельни, сиротские дома, местные органы попечительства сословного характера;
• дворянская опека, городской сиротский суд.
Приказы призрения осуществляли свою деятельность на условиях самофинансирования (с помощью благотворительных взносов, ведения хозяйственной деятельности, сдачи в аренду принадлежащей им недвижимости, организации аптек и др.).
В 1860–1870 гг. в России насчитывалось 524 больницы, 111 богаделен и инвалидных домов, 39 домов для умалишенных, которые предоставляли помощь 276 тыс. нуждающихся.
В 1785 г. были созданы участковые попечительства, в ведение которых перешли благотворительные учреждения.
По данным статистики, 75% бюджета системы общественного призрения поступало из средств частной благотворительности и лишь 25% – из средств государственной казны.
Недостатки, присущие ранним формам защиты, предопределили в XIX в. развитие системы социального страхования, четкое определение круга случаев, в которых требовалась социальная защита.
Рассмотрим этапы формирования элементов социального обеспечения в России и СССР (табл. 5).
Таблица 5
Формирование социального обеспечения в России и в СССР
Период и время |
Вид документа или исторического факта |
Основные характеристики социальной защиты |
1861 г. |
Закон "О вспомогательных товариществах при казенных горных заводах" |
Элементы страхования от несчастных случаев на производстве |
1903 г. |
Закон "О вознаграждениях потерпевших и их семейств в промышленных заведениях" |
Формирование системы страхования от несчастных случаев на производстве |
1912 г. |
Законы "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об обеспечении рабочих на случай болезни" |
Формирование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, на случай болезни; организация страховых товариществ |
1918 г. (31 октября) |
Положение о социальном обеспечении |
Замена социального страхования на государственное социальное обеспечение |
1921 г. |
Декрет Совнаркома "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом" |
Возвращение к обязательному социальному страхованию с введением государственного регулирования страховых тарифов |
1933 г. |
Постановление СНК СССР и ВЦСПС от 10.09.1933 о передаче функций страхования профсоюзам |
Система социального страхования (в связи с болезнью) переводится на производственно-отраслевой принцип, а ее организация поручается Профсоюзам и администрации предприятий |
Таким образом, система социального обеспечения и страхования формировалась в четыре этапа:
1) 50-е гг. XIX в, – 1917 г.;
2) 1918–1933 гг. (большевистская программа социального страхования);
3) 1933–1990 гг. (социалистическая модель социального страхования, основанная на централизации финансовых ресурсов). К 1980-м гг. сформировалась сложная система социальной защиты населения, охватывающая все се виды;
4) 1990 г. – наши дни (формирование современной системы социальной защиты населения).
Для осуществления социальной защиты в международной практике в настоящее время используются ее различные организационно-правовые формы. При этом использование тех или иных форм как в системах социальной защиты отдельных стран в целом, так и при осуществлении различных ее видов может зависеть от множества факторов, которые определяют историю развития данного социального института в каждой стране.
К числу главных организационно-правовых форм социальной защиты относятся социальное страхование, социальная помощь и государственное обеспечение. В некоторых странах Азии и Африки можно, кроме того, встретить такую экзотическую ее форму, как провидентные фонды.
В международной практике достаточно широко используется целый ряд других организационно-правовых форм социальной защиты, которые можно квалифицировать как частные формы социальной защиты, осуществляемые непосредственно работодателями, на основании коллективных трудовых соглашений и в порядке личной инициативы граждан путем личного страхования и участия в специальных накопительных системах.
До недавнего времени обеспечение, осуществляемое непосредственно работодателем (за исключением его ответственности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями), а также обеспечение на основании коллективных трудовых соглашений и в порядке личной инициативы граждан не рассматривались МОТ в качестве форм социальной защиты. Социальная защита включала только меры государственного или квазигосударственного характера, к которым относятся, с одной стороны, государственное обеспечение и социальная помощь и с другой – социальное страхование.
По мере роста удельного веса частных форм в национальных системах социальной защиты различных стран, появления необходимости усиления контроля за деятельностью частных учреждений, действующих в сфере социальной защиты, и координации мер социальной защиты, осуществляемых государственными, квазигосударственными и частными учреждениями, указанные организационно-правовые формы социальной защиты начали приобретать статус равноправных организационно-правовых форм социальной защиты наряду с государственным обеспечением, социальной помощью и социальным страхованием.
Таким образом, в настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде матрицы, в которой строками представлены виды социальной защиты, а столбцами – организационно-правовые формы, в которых они осуществляются (табл. 6).
Таблица 6
Виды и организационно-правовые формы социальной защиты
Виды социальной защиты |
Организационно-правовые формы социальной защиты |
||||
Социальное страхование |
Социальная помощь |
Государственное обеспечение |
Провидентные фонды |
Частные формы |
|
По болезни |
|||||
По старости |
|||||
По инвалидности |
|||||
По смерти кормильца |
|||||
По материнству |
|||||
На ОГЛАВЛЕНИЕ семьи |
|||||
По безработице |
|||||
По несчастным случаям на производстве |
Система социальной защиты каждой страны имеет свою специфику, связанную с большим или меньшим разнообразием используемых организационно-правовых форм и весом отдельных форм в организации различных видов социальной защиты и, в частности, с ролью, которую играет социальное страхование в осуществлении социальной защиты.
В странах с рыночной экономикой социальное страхование среди основных организационно-правовых форм является главной. Другие формы носят дополнительный характер, и степень их использования обусловливается ограниченностью возможностей самого института социального страхования в организации всеобъемлющей системы социальной защиты, а также степенью развитости института социального страхования в отдельных странах.
На развитие института социальной защиты в настоящее время влияет множество факторов (политических, экономических, идеологических, а также факторов имманентной логики совершенствования системы).
Так, например, для сохранения социальной стабильности в обществе Правительство усиливает государственные гарантии социальной защиты, направленные на недопущение снижения жизненного уровня населения.
Социальная защита выстраивается как комплексная система, с учетом совокупности всех возникающих социально-экономических отношений.
В современных обществах в основе построения моделей социальной защиты лежат:
• формы государственного устройства;
• доминирующая идеология;
• особенности и тип политики государства;
• социально-экономические условия;
• социально-нормативная согласованная упорядоченность;
• социокультурные особенности и традиции страны.
Социальная защита представляет собой совокупность законодательных норм, социально-экономических мер, морально-психологических гарантий, направленных на создание равных для членов общества условий. Объектами социальной защиты выступают как все население страны, так и его отдельные группы или слои, в том числе социально-уязвимые группы населения.
Социальная защита, как феномен социальной политики, касается всех членов общества. Этот социальный институт определяет жизнь человека на всем ее протяжении.