Формы участия прокуроров в конституционном судопроизводстве

Условно формы участия прокуроров в конституционном судопроизводстве можно разделить на "активную" и "пассивную". В первом случае речь идет о поддержании прокурором требований, заявленных им в соответствии с предусмотренными законом основаниями, перечисленными выше.

Официальной формой обращения Генпрокурора РФ в КС РФ в рамках реализации права, предусмотренного п. 6 ст. 35 Закона о прокуратуре, является жалоба. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует организационно-распорядительный акт, регламентирующий порядок подготовки прокурорами регионального звена документов в Генпрокуратуру РФ, прилагаемых к ходатайству, в котором обосновывается необходимость обращения Генпрокурора РФ в КС РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Вместе с тем при наличии на то оснований следует руководствоваться положениями ст. 37 и 38 Закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ, содержащими общие требования к обращению и документам, прилагаемым к нему. Процедура рассмотрения дела в КС РФ регламентируется гл. XII данного Закона. В качестве примера можно привести решение КС РФ по жалобе Генпрокурора РФ (см. Определение от 16.12.2004 № 394-0) "По жалобе Генерального прокурора Российской Федерации на нарушение конституционных прав граждан пунктом 3 статьи 26 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”".

Поскольку процессуальное законодательство далеко не во всех случаях предусматривает участие прокурора в судебном разбирательстве, а значит, зачастую прокуроры не могут непосредственно в ходе конкретного процесса определить возможность последующего оспаривания конституционности того или иного закона, поводом для обращения Генпрокурора РФ в КС РФ вполне может служить заявление в ту или иную прокуратуру районного или областного звена в любом регионе страны сторон в деле (истцов или ответчиков) либо иных заинтересованных в исходе дела лиц. Задача же прокурорских работников, отвечающих за подготовку документов в КС РФ, заключается в необходимости надлежащего исследования имеющихся материалов и должной мотивации обоснования обращения Генпрокурора РФ по вопросу конституционности (соответствия Конституции РФ) того или иного законодательного акта.

Судебной практики в рамках реализации права, предоставленного Генпрокурору РФ упомянутым выше постановлением КС РФ от 18.07.2003 № 13-П, к настоящему времени нет. Следует также отметить, что приказом Генпрокурора РФ от 02.10.2007 № 155 признано утратившим силу указание Генпрокурора РФ от 10.09.2003 № 36/7, в котором раскрывался механизм взаимодействия прокуроров субъектов РФ с Генпрокуратурой РФ при подготовке материалов в КС РФ по вопросу о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ. В п. 2.7 названного приказа определено, что при необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций и уставов в порядке конституционного судопроизводства проект запроса[1] в КС РФ, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 37, п. 1 и 4 ч. 1 и 2 ст. 38 Закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ и согласованный с управлением Генпрокуратуры РФ в федеральном округе, нужно направлять в Генпрокуратуру РФ[2]. Важно отметить, что непосредственному обращению в Генпрокуратуру РФ с проектом соответствующего запроса должна предшествовать попытка урегулирования ситуации в ходе последовательного диалога прокуратуры субъекта РФ с высшим должностным лицом этого субъекта РФ и региональным парламентом (опротестование, переписка, рабочие встречи, выступление на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти и т.п.). Поэтому среди документов, направляемых в Генпрокуратуру РФ, должны присутствовать доказательства, подтверждающие принятие прокурором на региональном уровне исчерпывающих средств. В Северо-Западном федеральном округе в 2004–2007 гг. получила распространение положительная практика принесения протестов на положения уставов субъектов РФ (Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга) соответствующим заместителем Генпрокурора РФ.

Статья 83 Закона от 21.07.1994№ 1-ФКЗ предусматривает возможность лиц, имеющих право на обращение в КС РФ, обращаться с ходатайством по вопросу разъяснения принятого данным судебным органом решения. Наглядным подтверждением реализации такого полномочия является Определение КС РФ от 22.10.2003 № 385-0.

К рассматриваемой (активной) форме участия прокурора в конституционном судопроизводстве, безусловно, следует отнести и поддержание прокурорами субъектов РФ, которым предоставлено такое право, в региональных конституционных (уставных) судах своих обращений. Поскольку требования к составу материалов, направляемых в такие суды, форма обращения (запрос, заявление и т.д.), круг вопросов, рассматриваемых судами, а также процедура непосредственного слушания по делу индивидуально определяются законодательством соответствующего субъекта РФ, в рамках ограниченного объема настоящего параграфа не имеется необходимости в подробной детализации этих процессов.

Говоря о "пассивной" форме участия прокурора в конституционном судопроизводстве, следует отметить, что она реализуется путем участия представителей органов прокуратуры в рассмотрении судами конкретных дел. Несмотря на то что Законом от 21.07.1994 № 1 -ФКЗ не предусмотрено право участия Генпрокурора РФ (его представителей) в рассмотрении КС РФ дел (если не принимать во внимание дела, инициированные самим Генпрокурором РФ), традиционно работники Генпрокуратуры РФ участвуют в процессе, озвучивая в своих выступлениях официальную позицию Генпрокуратуры РФ по существу рассматриваемых вопросов. С учетом функционирования КС РФ в г. Санкт-Петербурге интересы надзорного ведомства в его заседаниях поддерживает постоянный представитель управления Генпрокуратуры РФ по Северо-Западному федеральному округу. Предшествует этому процессу направление КС РФ в Генпрокуратуру РФ материалов для изучения, к которому нередко подключаются работники отраслевых подразделений и специалисты из Академии Генпрокуратуры РФ.

В регионах также практикуется приглашение представителей прокуратур субъектов РФ в судебные заседания конституционных (уставных) судов для обсуждения затрагиваемых на них вопросов, причем в отдельных случаях это прямо предусмотрено законодательством. Подобного рода участие позволяет быть в курсе соответствующих процессов, высказывать принципиальную позицию по спорным и актуальным вопросам, укреплять авторитет прокуратуры на региональном уровне.

Согласно ст. 77 Закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ постановления и заключения КС РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания наряду с другими адресатами в обязательном порядке направляются Генпрокурору РФ. Положения законодательных актов отдельных субъектов РФ также предписывают в обязательном порядке направлять соответствующим прокурорам принятые конституционными (уставными) судами решения.