Формы участия населения в государственном управлении
Организация включенности населения в со-управление государством и его структурами прошла длительный путь институционального становления. Сегодня она проявляется в многообразии форм и национальных практик. Эта система имеет таксономичную структуру (т.е. технологии участия переплетаются, взаимно дополняя друг друга) (табл. 13.2).
Таблица 13.2. Кластеры и формы участия населения в управлении государством
Кластеры |
Формы |
Протестное движение |
Мирные и немирные формы протеста, индивидуальные, групповые или социальные акции, марши и митинги; сбор подписей для протеста или поддержки и др. |
Участие в выборах |
Участие в голосовании за кандидатов, посещение предвыборных собраний, изучение предвыборных программ и обещаний, организация выборных кампаний, работа наблюдателями и др. |
Участие в политических (общественных) движениях и партиях |
Членство в них, волонтерская бесплатная социальная активность, участие в работе некоммерческих организациях и группах по интересам |
Использование возможностей электронного правительства |
Знакомство с сайтами учреждений, информацией о руководителях, отделах, часах приема, составление жалоб и предложений по качеству обслуживания |
Контроль за работой правительства, его органов и персоналий |
Изучение сайтов правительства, органов управления, блогов политических руководителей и лидеров, участие в общественных слушаниях и обсуждениях, работа в экспертных группах, чтение экспертных суждений |
Таблица наглядно показывает диапазон возможностей соучастия населения в управлении. На ее основании можно выделить некоторые типы форм участия: активное (участие в протестных акциях, общественных слушаниях, выборах) и пассивное (пользование электронными услугами); по видам требуемой деятельности: физический (участие в маршах и демонстрациях), организационный (создание групп по интересам, сайтов, фиксирующих качество обслуживания), политический (разработка программ, документов, выработка стратегий, публичные выступления), информационно-аналитический (работа с информацией, включая интернет-сети, участие в обмене ею, отражение своего отношения к ней и др.); добровольный и социально обязательный (участие в выборах) и т.д.
Допустимость, а тем более инициация активной гражданской позиции населения были приняты не сразу. Институционализация процедуры вовлечения населения в управление прошла несколько этапов, на каждом из которых актуализировались наиболее значимые социальные проблемы, отразившиеся па содержании научной литературы по теме, частично воспроизводимой в прил. 11. Не менее интересны доклады, характеризующие активное гражданство, сделанные международными (социологическими) организациями. Список докладов ОЭСР приведен в прил. 12.
Зарубежные авторы выделяют следующие основные этапы формирования активного общественного участия:
- "активное гражданство", оно проявилось в первую очередь на рынке труда как главная социальная проблема 1950-х гг.;
- распространение принципов активного гражданства на сферу контроля за исполнительной властью, что привело к административным реформам (последние десятилетия XX в.);
— выбор показателей и формирование статистической и социальной базы для мониторинга процессов, позволяющих эффективно оценивать качество управления;
— формирование мониторинга публичной активности людей (второе десятилетие XXI в.).
Подытоживая результаты, проанализируем систему индикаторов, оценивающих готовность населения к управлению, выделим при этом блоки, дифференцируя их по степени проработанности на практике. Обозначим сначала те направления, которые уже стали привычными (т.е. эти показатели рассчитываются даже в России), перейдя далее к менее распространенным (табл. 13.3).
Таблица 13.3. Индикаторы и показатели оценивания готовности населения к соучастию в управлении
Индикаторы |
Показатели |
|
Инфраструктурные, или оценка условий для включения населения в управление |
— Количество компьютеров на одного жителя; —доля территорий с подключенным Интернетом, —доля услуг электронного правительства, предложенных населению; — доля бизнес-организаций, входящих в информационную сеть |
|
Статистика социальной активности |
— Доля населения, участвующего в протестном движении; доля населения, голосующего на выборах; — число некоммерческих организаций (на 1 тыс. населения); — доля населения, вовлеченного в неоплачиваемую социальную деятельность; — доля населения, участвующего в политическом движении |
|
Готовность населения к участию в управлении (оценка уровня компетенций взрослых) |
— Уровень компьютерной грамотности населения; — общие показатели грамотности взрослых |
|
Степень интенции населения к участию в управлении |
Только создастся, пока оцениваются качественным методом |
|
Опишем кратко статистику по каждому блоку, ориентируясь на названные выше статистические отчеты. Практически все страны фиксируют 100% охват населения компьютерами. В табл. 13.4 приведены данные по странам ОЭСР, характеризующие доступность Интернета и уровень использования населением услуг электронного правительства, а в прил. 13 приведены цифры, характеризующие уровень грамотности (долю лиц с высшим образованием) в названных странах.
Таблица 13.4. Доступность Интернета (И) и уровень использования населением услуг электронного правительства (Д) за 2007 г., %
Страна |
И |
Д |
Страна |
И |
Д |
Страна |
II |
Д |
Австрия |
98 |
28 |
Финляндия |
86* |
50 |
Испания |
78 |
45 |
Словения |
98 |
30 |
Франция |
85 |
18 |
Германия |
77 |
45 |
Великобритания |
90 |
39 |
Португалия |
84 |
18 |
Дания |
76 |
57 |
Норвегия |
89 |
60 |
Эстония |
83 |
28 |
Италия |
75 |
18 |
Швеция |
87 |
53 |
Нидерланды |
79 |
57 |
Ирландия |
74 |
36 |
Приведем значения показателей, характеризующих социальную активность населения. Больше всего в протестном движении участвует па-селение Швеции (65%), Финляндии (64%), Франции и Великобритании (но 59%), Люксембурга (58%); меньше — в Венгрии и Португалии (20%). Показатели участия в выборах: Дания, Греция, Швеция, Нидерланды -свыше 80%, в остальных странах половина взрослого населения.
Лидерами по активному участию населения в общественных движениях являются Швеция, Дания, Люксембург и Нидерланды. В то время как в Греции, Португалии, Австрии и Венгрии этот показатель равен приблизительно 15%.
Как следует из табл. 13.3, наименее разработанным является блок оценки психологической готовности к социальному партнерству. Его индикаторы лишь обозначены, это индикаторы использования услуг электронного правительства; показатели удовлетворенности его качеством; количественные оценки сайтов правительства (его структур), характеризующие их посещаемость (с учетом численности населения), скорость распространения общей информации (новостей), юридических документов; количество населения, принявшего участие в общественных слушаниях. При этом ученых интересуют и те группы населения, которые отказываются от активного участия, не желают, в частности, пользоваться новыми электронными технологиями. Необходимо выявить их число, причины и мотивы.
Таким образом, отслеживание степени участия населения в отправлении государством — важная теоретическая и практическая социологическая задача. Мониторинг показателей позволяет сравнивать страны между собой, выявлять причины и следствия высокой (низкой) активности населения, способы ее повышения. Представляется, что параметры активности должны войти в число показателей, по которым отчитываются главы государств и регионов, как показатели глубинной демократизации в стране.
Итак, в главе был рассмотрен важный, но пока мало изученный в России феномен публичности. Современная наука видит в нем два аспекта: открытость и прозрачность, а также формы проявления заинтересованности граждан в решении государственных (региональных, социальных) вопросов. На разных этапах и в разных странах эта заинтересованность реализовывалась в различных видах активности, начиная с участия в работе выборных органов власти и открытых диспутах о роли государства и власти (Платон) и заканчивая резкой критикой правительств и отдельных членов, сопровождаемой революционными выступлениями или другими формами активного протеста. Отличием нынешнего этапа является инициация активности населения самим государством. Оно создает многообразные формы такого участия: электронные коммуникации, публичные слушания, выборы руководителей власти и управления разных уровней.