Формы участия населения в государственном управлении

Организация включенности населения в со-управление государством и его структурами прошла длительный путь институционального становления. Сегодня она проявляется в многообразии форм и национальных практик. Эта система имеет таксономичную структуру (т.е. технологии участия переплетаются, взаимно дополняя друг друга) (табл. 13.2).

Таблица 13.2. Кластеры и формы участия населения в управлении государством

Кластеры

Формы

Протестное движение

Мирные и немирные формы протеста, индивидуальные, групповые или социальные акции, марши и митинги; сбор подписей для протеста или поддержки и др.

Участие в выборах

Участие в голосовании за кандидатов, посещение предвыборных собраний, изучение предвыборных программ и обещаний, организация выборных кампаний, работа наблюдателями и др.

Участие в политических (общественных) движениях и партиях

Членство в них, волонтерская бесплатная социальная активность, участие в работе некоммерческих организациях и группах по интересам

Использование возможностей электронного правительства

Знакомство с сайтами учреждений, информацией о руководителях, отделах, часах приема, составление жалоб и предложений по качеству обслуживания

Контроль за работой правительства, его органов и персоналий

Изучение сайтов правительства, органов управления, блогов политических руководителей и лидеров, участие в общественных слушаниях и обсуждениях, работа в экспертных группах, чтение экспертных суждений

Таблица наглядно показывает диапазон возможностей соучастия населения в управлении. На ее основании можно выделить некоторые типы форм участия: активное (участие в протестных акциях, общественных слушаниях, выборах) и пассивное (пользование электронными услугами); по видам требуемой деятельности: физический (участие в маршах и демонстрациях), организационный (создание групп по интересам, сайтов, фиксирующих качество обслуживания), политический (разработка программ, документов, выработка стратегий, публичные выступления), информационно-аналитический (работа с информацией, включая интернет-сети, участие в обмене ею, отражение своего отношения к ней и др.); добровольный и социально обязательный (участие в выборах) и т.д.

Допустимость, а тем более инициация активной гражданской позиции населения были приняты не сразу. Институционализация процедуры вовлечения населения в управление прошла несколько этапов, на каждом из которых актуализировались наиболее значимые социальные проблемы, отразившиеся па содержании научной литературы по теме, частично воспроизводимой в прил. 11. Не менее интересны доклады, характеризующие активное гражданство, сделанные международными (социологическими) организациями. Список докладов ОЭСР приведен в прил. 12.

Зарубежные авторы выделяют следующие основные этапы формирования активного общественного участия:

- "активное гражданство", оно проявилось в первую очередь на рынке труда как главная социальная проблема 1950-х гг.;

- распространение принципов активного гражданства на сферу контроля за исполнительной властью, что привело к административным реформам (последние десятилетия XX в.);

— выбор показателей и формирование статистической и социальной базы для мониторинга процессов, позволяющих эффективно оценивать качество управления;

— формирование мониторинга публичной активности людей (второе десятилетие XXI в.).

Подытоживая результаты, проанализируем систему индикаторов, оценивающих готовность населения к управлению, выделим при этом блоки, дифференцируя их по степени проработанности на практике. Обозначим сначала те направления, которые уже стали привычными (т.е. эти показатели рассчитываются даже в России), перейдя далее к менее распространенным (табл. 13.3).

Таблица 13.3. Индикаторы и показатели оценивания готовности населения к соучастию в управлении

Индикаторы

Показатели

Инфраструктурные, или оценка условий для включения населения в управление

— Количество компьютеров на одного жителя; —доля территорий с подключенным Интернетом, —доля услуг электронного правительства, предложенных населению;

— доля бизнес-организаций, входящих в информационную сеть

Статистика социальной активности

— Доля населения, участвующего в протестном движении;

доля населения, голосующего на выборах;

— число некоммерческих организаций (на 1 тыс. населения);

— доля населения, вовлеченного в неоплачиваемую социальную деятельность;

— доля населения, участвующего в политическом движении

Готовность населения к участию в управлении (оценка уровня компетенций взрослых)

— Уровень компьютерной грамотности населения;

— общие показатели грамотности взрослых

Степень интенции населения к участию в управлении

Только создастся, пока оцениваются качественным методом

Опишем кратко статистику по каждому блоку, ориентируясь на названные выше статистические отчеты. Практически все страны фиксируют 100% охват населения компьютерами. В табл. 13.4 приведены данные по странам ОЭСР, характеризующие доступность Интернета и уровень использования населением услуг электронного правительства, а в прил. 13 приведены цифры, характеризующие уровень грамотности (долю лиц с высшим образованием) в названных странах.

Таблица 13.4. Доступность Интернета (И) и уровень использования населением услуг электронного правительства (Д) за 2007 г., %

Страна

И

Д

Страна

И

Д

Страна

II

Д

Австрия

98

28

Финляндия

86*

50

Испания

78

45

Словения

98

30

Франция

85

18

Германия

77

45

Великобритания

90

39

Португалия

84

18

Дания

76

57

Норвегия

89

60

Эстония

83

28

Италия

75

18

Швеция

87

53

Нидерланды

79

57

Ирландия

74

36

Приведем значения показателей, характеризующих социальную активность населения. Больше всего в протестном движении участвует па-селение Швеции (65%), Финляндии (64%), Франции и Великобритании (но 59%), Люксембурга (58%); меньше — в Венгрии и Португалии (20%). Показатели участия в выборах: Дания, Греция, Швеция, Нидерланды -свыше 80%, в остальных странах половина взрослого населения.

Лидерами по активному участию населения в общественных движениях являются Швеция, Дания, Люксембург и Нидерланды. В то время как в Греции, Португалии, Австрии и Венгрии этот показатель равен приблизительно 15%.

Как следует из табл. 13.3, наименее разработанным является блок оценки психологической готовности к социальному партнерству. Его индикаторы лишь обозначены, это индикаторы использования услуг электронного правительства; показатели удовлетворенности его качеством; количественные оценки сайтов правительства (его структур), характеризующие их посещаемость (с учетом численности населения), скорость распространения общей информации (новостей), юридических документов; количество населения, принявшего участие в общественных слушаниях. При этом ученых интересуют и те группы населения, которые отказываются от активного участия, не желают, в частности, пользоваться новыми электронными технологиями. Необходимо выявить их число, причины и мотивы.

Таким образом, отслеживание степени участия населения в отправлении государством — важная теоретическая и практическая социологическая задача. Мониторинг показателей позволяет сравнивать страны между собой, выявлять причины и следствия высокой (низкой) активности населения, способы ее повышения. Представляется, что параметры активности должны войти в число показателей, по которым отчитываются главы государств и регионов, как показатели глубинной демократизации в стране.

Итак, в главе был рассмотрен важный, но пока мало изученный в России феномен публичности. Современная наука видит в нем два аспекта: открытость и прозрачность, а также формы проявления заинтересованности граждан в решении государственных (региональных, социальных) вопросов. На разных этапах и в разных странах эта заинтересованность реализовывалась в различных видах активности, начиная с участия в работе выборных органов власти и открытых диспутах о роли государства и власти (Платон) и заканчивая резкой критикой правительств и отдельных членов, сопровождаемой революционными выступлениями или другими формами активного протеста. Отличием нынешнего этапа является инициация активности населения самим государством. Оно создает многообразные формы такого участия: электронные коммуникации, публичные слушания, выборы руководителей власти и управления разных уровней.