Формы территориальной организации производительных сил в рыночной экономике
Государство в качестве активного средства региональной политики может использовать установление особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях. Введение исключений из общего правового, институционального, экономического пространства должно компенсироваться существенными выгодами как для соответствующих территорий, так и для всей национальной экономики.
Понятие "свободные (специальные) экономические зоны" объединяет несколько типов особой организации экономической жизни на определенной территории.
Создание СЭЗ – одна из форм реализации территориальных приоритетов, когда обнаруживается, что в данном географическом месте складываются наилучшие условия для эффективного вложения капитала и ускоренного экономического роста.
Под свободной экономической зоной (СЭЗ) понимается компактная, относительно локализованная территория, в которой экономическая деятельность субъектов хозяйствования (в первую очередь иностранных) осуществляется на более льготных, чем в национальной экономике условиях, и государством законодательно гарантируются широкие свободы в перемещении в зону иностранных товаров, капитала и труда.
Целями создания СЭЗ могут быть:
– придание импульса экономическому развитию окаймляющего региона с активным использованием иностранных инвестиций;
– рост экспортного потенциала территории страны;
– организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных товаров, заменяющих импортные;
– освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.
Мировая специализация свободных экономических зон представлена на рис. 8.2.
Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы контроля национальной таможенной территории и специализирующиеся на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта страны (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). В отдельных случаях в них производится сборка продукции из местных или иностранных деталей либо даже выпуск отдельных видов продукции.
Рис. 8.2. Мировая специализация свободных экономических зон
Предпосылками создания таких зон являются выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли) и наличие развитой инфраструктуры (подъездные пути, складские помещения, грузовые терминалы, разгрузочно-погрузочная техника, устойчивость электро-, водо- и теплоснабжения). В связи с этим ЗСТ обычно создаются в морских портах и аэропортах, на пересечении различных крупных международных транспортных магистралей (железнодорожных, автомобильных, воздушных).
По функциональной специфике ЗСТ подразделяются на транзитные свободные порты, свободные таможенные и торгово- производственные зоны (когда торгово-коммерческая деятельность сочетается с промышленно-производственной).
Зоны свободной торговли создаются главным образом с целью увеличения экспорта и поощрения инвестиций из-за рубежа, в некоторых странах – с целью стимулирования экономического развития в этих зонах с учетом национальных интересов.
Это территории со специальным таможенным режимом, где предприятиям, производящим экспортную или импортозамещающую продукцию, предоставляются определенные налоговые или другие льготы.
Промышленно-производственные зоны (ППЗ) тесно связаны с зонами свободной торговли и с технико-внедренческими зонами (см. рис. 8.2). Собственно и в зонах свободной торговли, главная цель которых – рост международной торговли, и в техниковнедренческих, ориентирующихся на развитие и внедрение высоких технологий, стоит задача стимулирования производственных видов деятельности, а также повышения занятости, переструктуризации промышленности. Задачи ППЗ являются многоцелевыми, а мероприятия, направленные на их решение – комплексными. В связи с этим промышленно-комплексные зоны можно определить как комплексные.
Следует отметить, что понятие "специальные зоны" (особенно ППЗ) близко по своей сути к понятию "территория реализации региональной программы". И в том, и в другом случаях основные мероприятия базируются на промышленно-производственной деятельности.
Технико-внедренческие зоны – это территории с концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, пользующихся особой государственной поддержкой. Они создаются на базе университетов и других учебных и научных учреждений или путем "конверсии" обычных промышленно- производственных зон.
Мировой опыт экономического развития показывает, что целенаправленная смена технологий позволяет экономике быстро выйти из состояния длительной депрессии. В частности, отмечается, что высокие технологии позволяют повышать производительность и одновременно снизить цены, что способствует росту благосостояния населения страны, увеличивать масштабы производства, развивать торговлю и конкуренцию.
Сервисные зоны – территории, специализирующиеся на оказании различного рода услуг, чаще всего деловых. Сюда же можно отнести и специально создаваемые рекреационные зоны. В этой группе выделяются инновационные центры, зоны банковских и страховых услуг, рекреационные и офшорные зоны.
Комплексные зоны – это территории с особым режимом хозяйственной деятельности, такие, как зоны предпринимательства (США, Западная Европа, Канада), специальные экономические зоны (Китай), особые экономические зоны (Россия).
Формирование российских свободных экономических зон началось с сентября 1990 г. Одной из первых была образована зона "Находка" (октябрь 1990 г.) площадью 4,5 тыс. км2, включая четыре незамерзающих морских порта.
Выбор этой зоны был обусловлен уникальным экономикогеографическим положением города в центре бурно развивающегося рынка Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также наличием транспортной инфраструктуры, работающей в основном на внешние связи. Порты "Находки" в совокупности перерабатывают до 80% экспортно-импортных грузов, идущих из АТР в Россию, Европу и обратно.
В Российской Федерации в процессе рыночных реформ были осуществлены и другие попытки формирования СЭЗ. С 2005 г. начинается новый этап в развитии свободных экономических зон.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее – Закон об ОЭЗ) в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Закон об ОЭЗ вводит понятие "особая экономическая зона" (ОЭЗ) как определяемую Правительством РФ часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Основными целями создания ОЭЗ являются:
– развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
– производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
– развитие транспортной инфраструктуры; – развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
В настоящее время в Российской Федерации реализованы соглашения о создании особых экономических зон:
– промышленно-производственного типа в Липецкой области и Республике Татарстан;
– технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, Зеленоградском административном округе Москвы, городах Дубне (Московская область) и Томске;
– туристско-рекреационного типа в Калининградской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Алтай, Алтайском крае, Республике Бурятия, Иркутской области;
– ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях.
Особые экономические зоны стали востребованным и важным инструментом привлечения инвестиций в регионы. На территории зон создаются современные производства, формируются центры по разработке конкурентоспособной продукции и развитию высокотехнологичных отраслей, организованы новые рабочие места. В результате анализа деятельности особых экономических зон, проведенного Минэкономразвития России, было выявлено, что в большинстве случаев существует значительный потенциал повышения эффективности их работ.
В России функционируют и другие особые формы управления территориями.
Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) – особая форма территориальной организации, регулируемая Законом об ОЭЗ. Они создаются в городах и поселках оборонного и атомно-промышленного профиля (в них находятся объекты Министерства обороны и Министерства по атомной энергии). Особый режим ЗАТО заключается в соблюдении требований секретности (закрытости), финансировании их деятельности государством и социальной поддержке проживающего населения.
ЗАТО имеет орган местного самоуправления и считается самостоятельной административно-территориальной единицей (его границы могут не совпадать с границами краев, областей, районов и т.п.). Ряд функций ЗАТО исключен из ведения субъектов Федерации и передан непосредственно федеральному центру.
Наиболее прогрессивной формой пространственной организации экономической деятельности в регионах являются зоны опережающего развития как центры устойчивого развития. Пространственная организация экономики на основе создания таких зон обеспечивает многополярность и перспективы формирования регионального полицентризма.