Формы сотрудничества семьи и школы

Школе целесообразно выстроить систему разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых. Эта система должна обновляться каждый учебный год.

Информацию о таких формах, набор важных для школы дел следует представить родительскому сообществу, чтобы каждая семья могла определить свою форму и меру участия в перечне дел, чтобы родители могли бы выбрать для себя наиболее подходящую схему соуправления.

Родительские собрания и конференции

Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в году. Ее цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы школы по педагогическому просвещению; подведение итогов совместной работы по соуправлению, партнерству. При организации конференции важно то, что актуальная проблема, либо самого широкого аспекта (например, о роли семьи в воспитании школьников; о деятельности родительского совета и т.п.), либо более частная, выдвигалась бы именно для коллективного слушания и обсуждения. В практике оправдали себя разные организационные формы. Если родительское собрание проводится как инструктаж родителей, как им повлиять на детей, чтобы школе с их детьми стало удобно, то рано или поздно родители просто перестанут ходить. Если все-таки родительское собрание проводится как попытка педколлектива услышать, что предлагают родители для того, чтобы их детям в школе было полезнее, удобнее, комфортнее, то тогда родители будут ходить на такие родительские собрания и более того – участвовать не только в совместных мероприятиях семьи и школы, но и принимать равноправное участие в управлении школой.

Мастер-классы

Мастер-класс – это практическая форма взаимодействия учителя с родителями и родителей между собой, организованная педагогами с целью взаимного обмена мастерством, необходимым опытом в области семейного воспитания. На занятиях мастер-класса с родителями обсуждаются: авторские программы воспитания (в том числе и программы родителей), сценарии мероприятий, отдельные формы, методы и приемы работы, инновационные моменты педагогической деятельности родителей и учителей. В отличие от круглых столов, на занятиях мастер-класса существенное место занимает практическое освоение педагогического опыта; причем это может быть реализовано в различных формах: от просмотра видеоматериалов и решения педагогических задач до организации деловых игр с участием родителей и педагогов.

Пример

Темы мастер-классов в начальной школе.

"Ты – мне, я – тебе: плюсы и минусы воспитания".

"День рождения ребенка".

"Старшее поколение в семье: участие в воспитании школьника".

"Любимый город. Воскресные прогулки".

"Почему школьник не любит читать?"

"Как воспитать рачительного хозяина?"

Консультации

Как правило, консультации проводит педагог (психолог, учитель-предметник, классный руководитель, социальный педагог и др.) индивидуально или для небольшой группы родителей. Тема консультации, в отличие от темы родительского собрания, носит более частный характер. Организуя групповую консультацию, помните, что ее тема должна быть актуальна для всех участников. О теме и дате предстоящей консультации родители должны быть оповещены заранее с тем, чтобы они могли подготовиться к ней: сформулировать вопросы к специалисту, припомнить отдельные ситуации, собрать фактический материал и т.п.

Одна из важных задач консультации – совместное (родителей и психологов, педагогов) составление индивидуальной программы развития ребенка.

Пример

Темы консультаций в начальной школе.

"Если ребенок не любит учиться".

"Если ребенку трудно учиться".

"Когда ребенок непослушный".

"Как воспитывать усидчивость".

"Почему у ребенка нет друзей?"

"Ребенок не любит математики (читать, рисовать и т.п.)".

" Дети-тугодумы ".

"Медлительные дети".

"Как воспитать самостоятельность ребенка".

"Исследовательская деятельность младших школьников: роль родителей".