Формы регулирования в сфере международного кредита

Для развития национального производства роль кредита проявляется двояким образом. С одной стороны, международный кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение, способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Более того, зачастую международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе. Таким образом, двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран и как инструмента конкурентной борьбы между ними. Поэтому международные кредитные отношения служат объектом государственного и межгосударственного регулирования. Регулирование валютно-кредитных отношений осуществляется не менее столетия на трех уровнях: на мировом уровне путем принятия международных соглашений в рамках формирования мировой валютной системы; па региональном уровне – путем создания региональной валютной системы; на национальном уровне – путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов.

В последнее время в мире наблюдаются тенденция либерализации кредитных отношений, развитие форм рыночного регулирования международных кредитных отношений, которое осуществляется на основе законов рынка, конкурентной борьбы за наиболее выгодные условия предоставления и получения международного кредита. Регулирование международных кредитных отношений вытекает из экономической и денежно-кредитной политики государства. Это выражается прежде всего в постановке целей государственного и межгосударственного регулирования кредитных отношений. Можно выделить следующее соотношение целей регулирования: увеличение предложения иностранного капитала, изменение учетной ставки, увеличение объемов иностранных инвестиций и достижение за счет этого высоких темпов экономического роста.

Ссудный капитал и процент выступают непременным условием важнейших процессов как воспроизводства (накопление, внедрение результатов технического прогресса), так и обмена (финансирование внешнеэкономической деятельности и внутренней торговли), не говоря уже об их растущей роли в государственном регулировании (кредитование мер по стабилизации валютного курса и бюджетного дефицита, стимулирование хозяйственной активности). В послевоенный период вследствие гигантского увеличения объемов накопления и прогрессирующего развития связей между национальными и внешними рынками роль ссудного капитала и уровня процентных ставок в мировой экономике неуклонно возрастала. Это привело к появлению к началу 1960-х гг. еврорынка ссудных капиталов (по месту его возникновения), валовой оборот которого увеличился с 1960 по 2011 г. с 10 млрд до порядка 75 трлн долл.

Еврорынок ссудного капитала располагает по всем часовым поясам сетью филиалов, где можно оформить получение кредита и инвестировать средства в любых объемах и в любое время суток. Однако этот рынок является хотя и важной, но далеко не единственной частью сложного механизма, оказывающего воздействие как на динамику, так и на объемы потоков ссудного капитала, уровень процентных ставок, а главное – на соотношение последних в зависимости от продолжительности кредитного периода. Названный механизм включает также национальные эмиссионные банки, министерства финансов, международные валютно-кредитные организации, транснациональные банки и компании.

Состояние спроса и предложения на ссудный капитал и уровень процентных ставок определяются различными экономическими, государственно-политическими и психологическими факторами, взаимодействующими между собой. Причем степень влияния каждого из них на складывающуюся конкретную ситуацию в любой момент меняется. Основополагающим является экономическое положение, и прежде всего нахождение хозяйства в конкретной фазе экономического цикла. Обычно по мере оживления и роста производства растет спрос на кредит, что стимулирует увеличение процентных ставок. Этому также способствует усиление инфляционных тенденций, связанное с оживлением конъюнктуры. И наоборот, циклический спад в сочетании с часто наблюдающимся в данной фазе замедлением темпов инфляции ведет к сокращению учетных ставок.

Среди государственно-политических факторов следует выделить меры правительств по регулированию уровня ссудных процентов, курсов национальных валют и бюджетных дефицитов. Зачастую дисконтная и валютно-финансовая политика тесно переплетены и осуществляются комплексно. Поэтому они получили на Западе единое наименование – смешанная политика. В этой сфере роль локомотива играют мероприятия правительства США и других стран – членов "Группы 7/8". На общее направление смешанной политики и ее отдельные компоненты активно воздействуют межправительственные институты, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), МВФ, Группа Всемирного банка, Банк международных расчетов (Базель), региональные банки развития.

Наиболее важные из психологических факторов – уверенность или сомнения относительно благополучного состояния ближайших перспектив мирового и национальных рынков капиталов, зависящие от оценки политического и экономического положения в глобальном и локальном плане. Финансисты зачастую действуют под влиянием распространенных в деловых кругах прогнозных оценок перспективного положения на рынках, которые, будучи далеко не всегда точными, вызывают либо чувство уверенности в будущем, либо скептицизм. В первом случае это ведет к приливу дополнительных денежных ресурсов в стабильно развивающиеся сферы экономики и географические регионы на льготной основе, во втором – к оттоку капиталов и повышению уровня ставок. Такой характер возможных последствий говорит о широких возможностях обратного влияния обладающих значительной самостоятельностью финансовых рынков на международные и национальные потоки ссудного капитала и уровни учетных ставок.

Особая роль ссудного капитала в развитии мирового и национального хозяйств, сложности функционирования денежного и валютного механизмов – именно этим в значительной степени можно объяснить динамику международных и внутренних финансовых потоков и уровень учетных ставок. Так, состояние процентных ставок положено в основу двух главных направлений современной западной экономической науки – доктрин Дж. Кейнса и М. Фридмэна. Ключевая роль в общей теории занятости, процента и денег Кейнса отведена учетным ставкам и капиталонакоплению. По Кейнсу, уровень ссудного процента влияет на объемы инвестиций, а через них – на экономическую активность в целом. М. Фридмэн доказал, что уровень процентной ставки и ожидающийся темп инфляции влияют на скорость обращения денег, а динамика роста денежной массы находится в непосредственной связи с экономическим циклом, но регулярно опережает фазы последнего.

В 1980-е гг. значительные изменения произошли в динамике учетных ставок и движении ссудных капиталов. Речь идет о смене направления потоков финансовых ресурсов и усилении тенденции к повышению уровня ссудных процентов. Причем последнее касается как номинальных, так и реальных ставок. Основным генератором изменения уровней номинальных и реальных ставок послужило начавшееся в 1979 г. ужесточение денежной политики правительствами большинства стран Запада с целью борьбы с инфляцией. Данные мероприятия оказались успешными, что привело к удорожанию денег и соответствующему росту обоих видов ставок с определенными особенностями для каждого из них. Причиной различий послужило неодинаковое влияние темпов инфляции на соотношение обоих показателей.

Со второй половины 1980-х гг. реальные долгосрочные ставки в Западной Европе и США находятся примерно в пределах 6%, что выше среднего уровня 1970-х гг. приблизительно на пять процентных пунктов. В начале 1990-х гг. средние реальные ставки продолжали повышаться, достигнув уровня 5%; в то же время в 1980–1989 гг. ставка составила 4,1%. Причем, как отмечают эксперты БМР, нарушение баланса спроса и предложения на финансовые ресурсы в пользу первого продолжает сохраняться в текущем десятилетии, что обеспечит сохранение (как минимум в течение ряда ближайших лет) тенденции повышения уровня реальных процентных ставок. К концу столетия превышение спроса над предложением финансовых ресурсов произошло вследствие роста расходов на цели финансирования европейских стран, входивших в СЭВ, а также издержек, связанных с серией войн на ближнем Востоке (Кувейт, Ирак) и с развитием экономики "третьего мира". Более того, ранее произошла перемена в географической ориентации ссудного капитала: если в течение всего послевоенного периода перелив капитала совершался в основном между промышленно развитыми странами Запада, то с конца 1970-х гг. капитал направлялся преимущественно в другие, менее благополучные регионы мира. По нашему мнению, среди причин, вызвавших изменения в географической ориентации ссудного капитала, важную роль сыграло увеличение числа филиалов ТНК и ТНБ за пределами промышленно развитого Запада, а также бурное развитие в экономическом и финансовом отношении новых индустриальных стран.

Из других факторов, повлиявших на состояние процентных ставок, назовем растущую взаимозависимость уровней ставок как в национальном, так и в международном плане, что, в общем, приводит к их сближению. Выравнивание уровней ставок обусловлено рядом причин. Во-первых, основная часть прироста операций на рынках ценных бумаг приходится на сделки, связанные с финансированием дефицитов государственных бюджетов. Во-вторых, сказывается неуклонное повышение мобильности ссудных капиталов, а также проведение большинством правительств аналогичных в общих чертах валютных, денежных и бюджетных мероприятий, т.е. упомянутой выше смешанной политики, и вытекающее отсюда сходное поведение центральных банков. Так, в период с 1980 по 1985 г. западноевропейские страны и Япония практически дублировали все ее основные направления, осуществлявшиеся в США. Таким образом, в формировании и нивелировании уровней ставок ссудных процентов как в национальных, так и в международном масштабах ведущая роль принадлежит финансовому рынку США.

Долгосрочные ставки процентов в США оказывают прямое воздействие на соответствующие ставки ряда государств (ФРГ, Японии) или косвенное (на Францию через Германию), не говоря о самом международном финансовом рынке. Таким образом, в последнее время произошла переориентация экспорта ссудного капитала, в которой важную роль играли политические соображения, способствовавшие значительному расширению объема государственных гарантий, предоставляемых западными правительствами. Начало XXI в. ознаменовано финансовой и экономической депрессией и глобальным финансовым и экономическим кризисом, что привело к значительному снижению ставок ссудного процента. Последовавшие меры но ужесточению регулирования отношений в мировой кредитной системе являются реакцией на возникающие в кредитной сфере проблемы. Например, кризис вызвал не только создание специальных финансовых фондов для поддержания деятельности банков, но послужил поводом для разработки на мировом уровне новой методики оценки кредитоспособности и платежеспособности коммерческих банков.

Методы и формы государственного регулирования международных кредитных отношений в разных странах весьма различны, но имеется и общее в подходе к решению этой проблемы. Одной из форм государственного регулирования кредита выступает регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: ограничения круга их операций за рубежом; нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций; регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования являются "джентльменские соглашения" между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом.

Главный национальный орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль за кредитными отношениями в международной сфере, – центральный банк. Сфера деятельности центрального банка, связанная с регулированием кредитных отношений, в том числе международных, называется пруденциальным управлением. Для регулирования кредитных отношений центральный банк использует лицензирование международной банковской деятельности, обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизии и проверки деятельности кредитных институтов, действующих в международной сфере. Центральный банк призван поддерживать стабильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.

Государство является активным участником международных кредитно-финансовых отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т.е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов.

Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков – обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт. Примерами таких совместных финансовых учреждений являются: экспортно-импортный банк США, фирма "Гермес" в ФРГ, экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах.

Так, ЭИБ США, который является государственным банком, предоставляет покупателям американских товаров кредиты на более длительный срок, чем конкуренты США. ЭИБ выступает от имени американского правительства, поэтому кредитные соглашения подписываются и гарантируются правительством страны-заемщика. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США ("связанные" кредиты). На долю ЭИБ приходится до 10% общей суммы кредитов правительства США иностранным государствам.

В России аналогичные функции выполняют Банк внешней торговли, Банк внешнеэкономической деятельности, специализирующийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего СССР.

В эпоху глобализации мировой экономики большое значение приобретает межгосударственное регулирование международных кредитных отношений. При этом государства преследуют достижение следующих целей:

• согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам и размера помощи развивающимся странам;

• координация условий экспортных кредитов и гарантий;

• регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

• совместные межгосударственные меры по преодолению валютных и финансовых кризисов;

• регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания в "верхах" (G 7/8), на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне в Давосе постоянно обсуждались вопросы экспортного кредитования, передачи технологий и т.д.

Стремясь избежать обострения конкуренции и сфере экспортного кредитования, государства – члены ОЭСР заключили в 1976 г. Международное соглашение по экспортным кредитам с официальной (государственной) поддержкой. Указанное Соглашение распространяется па экспортные кредиты со сроком погашения свыше трех лет, пользующиеся государственной поддержкой. Эта поддержка может осуществляться в форме: рефинансирования старой задолженности путем выпуска новых займов, субсидирования процентных ставок частным кредитно-финансовым учреждениям или непосредственно получателям займов за счет государственного бюджета, участия государства в страховании международных кредитов.

В дополнение к указанному соглашению был выработан подход к урегулированию спорных вопросов в ходе переговоров. Этот документ получил название Консенсус (International Agreement on Officially Supported Export Credit (Consensus)). Консенсус определяет основные максимально льготные условия кредитов. При этом лимит кредита не может превышать 85% объема внешнеторговой сделки. Срок и стоимость кредита дифференцированы в зависимости от категории стран-заемщиков. С этой целью все государства-импортеры разделены на три группы в зависимости от размера ВНП на душу населения: I группа – свыше 4 тыс. долл., II группа – от 624 до 4 тыс. долл., III группа – менее 624 долл. Погашение кредита должно осуществляться равными взносами не реже одного раза в полугодие и начинаться не позднее чем через 6 месяцев с даты поставки или ввода в эксплуатацию кредитуемого оборудования. Максимальный срок погашения кредита для стран I группы – 5 лет (в исключительных случаях – 8,5 года); II группы – 8,5 года; III группы – 10 лет. Консенсус устанавливает минимальные рыночные ставки по экспортным кредитам в зависимости от срока их погашения и категории стран-заемщиц (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Размер минимальных процентных ставок, устанавливаемых Консенсусом

Группы стран-заемщиц

Кредиты со сроком погашения

2–5 лет

свыше 5 лет

I

II

III

Рыночная ставка

9,15

8,30

Рыночная ставка

9,65

8,30

Еще более серьезные ограничения по использованию государственной поддержки при экспортном кредитовании содержатся в Уставе ВТО.

К международным институтам, осуществляющим регулирование международных кредитных отношений, относятся Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Банк международных расчетов и пр. (см. гл. 10). Особая роль в разработке банковских нормативов принадлежит Базельскому комитету, который функционирует на базе Банка международных расчетов. Ужесточение банковских стандартов Базельский комитет рассматривает как средство против финансовых кризисов. Спустя почти два года после краха американского банка "Леман Бразерс", когда создалась реальная угроза развала мировой финансовой и банковской систем, сделан ключевой шаг по их реформе и укреплению. Принятый 12 сентября 2009 г. Базельским комитетом по банковскому надзору свод новых норм и стандартов по структуре и качеству банковских активов, получивший название "Базель III", создает условия для значительного повышения устойчивости банков и их способности противостоять новым финансовым потрясениям. Тем самым реальные очертания приобрела реформа банковского сектора, которая была поставлена и уточнена тремя последними саммитами финансовой "Двадцатки". Заседавшие в швейцарском городе Базель в рамках работы Базельского комитета главы Центральных банков 27 ведущих индустриальных держав, включая Россию, приняли решение более чем в 2 раза – до 4,5% увеличить минимальный размер ликвидного резерва собственного капитала банка, или так называемого коэффициента основного капитала первого уровня. Он представляет собой ликвидные активы, в первую очередь государственные облигации, обычные акции и нераспределенную прибыль, и служит для покрытия возможных убытков. Главная идея Базеля III – увеличение имеющегося у банков свободного капитала для покрытия своих финансовых потерь. Тем самым увеличивается степень способности банков противостоять финансовым кризисам. Вместе с тем с нынешних 4,5 до 6% повышен уровень капитала первого уровня банка, который представляет его наиболее ликвидные активы. В дополнение к нему решением Базельского комитета каждый банк обязан создать специальный буферный резервный капитал в размере 2,5%.

Специалисты отмечают, что основной защитой банков в случае новых финансовых потрясений станет ликвидный резерв коэффициента основного капитала первого уровня и буферный резерв. Совместно они составляют 7% банковского капитала. Базельский комитет также заявил, что банки, которые не смогут ввести данные нормы в согласованные сроки, будут поставлены в условия, когда они вынуждены сокращать выплаты дивидендов по своим акциям, а также снижать размеры выплачиваемых своим сотрудникам премиальных. Принята и еще одна норма, согласно которой в случае возникновения кризисной ситуации в мировой финансовой системе банки должны выделять в особый стабилизационный фонд до 2,5% капитала, в зависимости от размеров банков и их уязвимости.

Введение новых норм по требованию к структуре активов и капитала банков началось с января 2013 г. и полностью завершится к январю 2015 г. При этом с января 2016 г. по январь 2019 г. банки должны создать буферный резервный капитал. Реализация Базеля-3 означает для многих банков необходимость привлечения новых ликвидных средств, в первую очередь за счет эмиссии акций. Достигнута также договоренность о том, что правительства смогут предоставлять частным банкам новый капитал до января 2018 г.

Большая роль в рыночном регулировании кредитной сферы принадлежит независимым рейтинговым агентствам. Рейтинговая оценка является видом деловой информации и может производиться как по инициативе рейтингового агентства, продающего данную информацию подписчикам своих услуг, так и по инициативе банка-заявителя. Особенно возросла значимость кредитных рейтингов после принятия Базельским комитетом по банковскому надзору Нового соглашения об оценке достаточности капитала (Базель II и Базель), которые в настоящее время являются основой для всех финансовых институтов при определении достаточности капитала, поскольку одним из основополагающих принципов Базеля является стандартизованный подход к оценке рисков и, соответственно, достаточности капитала на основе рейтингов экспертных агентств стран ОЭСР или частных рейтинговых агентств.

В настоящее время наиболее авторитетными и известными рейтинговыми агентствами считаются Fitch IBCA, Moody's и Standard & Poor's. Они поддерживают большое количество важнейших международных кредитных и инвестиционных рейтингов. Агентство Fitch IBCA публикует долгосрочные и краткосрочные рейтинги для различных типов активов со значениями от ААА до DDD с учетом следующих вероятностей: выплата процентов по долгу; выплата основной суммы долга; выплата этих сумм в полном объеме (присоединяется второй индекс F); выплата в надлежащий срок (присоединяется третий индекс).

Таким образом, самым благоприятным значением рейтинга будет AAA/F1+.

Рейтинги присваиваются заемщикам или выпускам ценных бумаг и представляют собой унифицированные коды, указывающие на степень способности заемщика выполнять обязательства по уплате процентов, дивидендов и погашению основных сумм. Заемщиками могут являться правительства, региональные и муниципальные органы власти, правительственные агентства, а также частные финансовые и нефинансовые корпорации. Обязательства могут вытекать из размещенных облигаций, привилегированных акций, других финансовых инструментов (включая свопы, форвардные и опционные контракты, аккредитивы и т.п. как в национальной, так и в иностранной валютах). Рейтинг страны – показатель минимального кредитного риска в данной стране.

Агентство Moody's публикует долгосрочные рейтинги для различных активов со шкалой Ааа, Аа, А, Ваа, Ва, В, Саа, Са, С (по убыванию) в зависимости от следующих параметров: степени краткосрочного и долгосрочного риска для инвестора; степени уверенности в выплатах процентов и основной суммы долга; наличия гарантий (и их надежности); прогнозируемой динамики для данного актива; вероятности отказа эмитента от обязательств по данному активу полностью или частично.

Кроме того, агентство присваивает эмитентам ценных бумаг краткосрочные индексы Prime (со шкалой Prime-1, Prime-2, Prime-3, Not Prime), которые дают им характеристику по целому ряду параметров (позиция на рынке, прибыльность, уровень капитализации, доступ к источникам финансирования и др.).

Standard & Poor's оценивает вероятность неоплаты долговых обязательств заемщика с присвоением рейтинга от А (чрезвычайно низкая вероятность неоплаты) до D (задержка оплаты). Помимо краткосрочных и долгосрочных рейтингов, у Standard & Poor's имеются специальные определения рейтинга привилегированных акций, фондов денежного рынка, паевых облигационных фондов, платежеспособности страховых компаний и компаний, работающих с производными инструментами.

В зависимости от оценки перечисленных показателей присваиваются следующие тины рейтингов обязательствам и перспективам вложения в ценные бумаги средств инвесторов (по убыванию привлекательности) (табл. 8.4).

Таблица 8.4

Типы рейтингов обязательств и привлекательности вложений средств инвесторов (но убыванию привлекательности)

Рейтинги

Moody's

Standard & Poor's

Filch IBCA

Наивысшее качество

Ааа

ААА

ААА

Очень высокое качество

Аа

АА

АА

Высокое качество

А

А

А

Среднее качество

Ваа

ВВВ

ВВВ

Качество ниже среднего

Ва

ВВ

ВВ

Низкое качество

В

В

В

Спекулятивные

инвестиции

Саа

ССС

ССС

Риск дефолта

Са; С

СС+; СС-

СС; С

Дефолт

DDD; DD; D

Услуги рейтинговых агентств значительно упрощают и унифицируют процедуру определения всех видов рисков, которая иначе требовала бы большей индивидуальной работы в каждом случае, и позволяют инвесторам в зависимости от их целей оперативно реагировать на изменения тенденций мировых рынков капитала и фондовых рынков. Таким образом, услуги рейтинговых агентств способствуют ускорению оборота капитала на финансовых рынках, а также повышению степени безопасности в современных финансовых системах.

Рейтинги долговых обязательств и активов, рассчитываемые и регулярно публикуемые рейтинговыми агентствами, используются международными экономическими организациями, кредитными организациями, аналитическими институтами, частными инвесторами как ориентир при анализе или описании экономической ситуации в стране или в отдельной компании, и особенно при принятии финансовых решений (например, о покупке (продаже) активов или предоставлении кредита).

В то же время имеются и негативные характеристики деятельности рейтинговых агентств – систематические расхождения в оценках ведущих агентств часто являются причиной дезориентации рынков. Нередки случаи покупки высокого рейтинга компанией-заказчиком, не имеющей на то соответствующих оснований. Некоторые специалисты считают одним из виновников современного глобального кризиса рейтинговые агентства.

Своеобразной формой регулирования международных кредитных отношений является сотрудничество банков на многосторонней основе. Наиболее хорошо зарекомендовали себя международные банковские клубы, прежде всего Лондонский и Парижский клубы кредиторов. В настоящее время Россия является членом этих клубов.

В Парижский клуб кредиторов Россия вступила в 1997 г. в качестве страны-кредитора, надеясь ускорить процесс погашения долга, который образовался еще у бывшего Советского Союза. Однако из числа российских должников только 25 работают с Парижским клубом (Вьетнам, Эфиопия, Алжир, Йемен, Мозамбик и др.). Они должны России 50 млрд долл. Не входят в члены клуба основные должники России – Куба, Монголия, Афганистан, Сирия и др. В соответствии с положением Клуба значительная часть долгов списывается, или долги могут быть проданы. Благодаря содействию Парижского клуба Россия получила возможность реструктуризации государственного долга на ближайшие 10 лет.

Лондонский клуб кредиторов объединяет более 600 коммерческих банков, которые кредитовали в основном развивающиеся страны. В отличие от Парижского клуба, занимающегося проблемами правительственных кредитов, Лондонский клуб занимается задолженностью перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой страхования. Россия, принявшая на себя долговые обязательства бывшего Советского Союза, должна была членам Лондонского клуба около 40 млрд долл. В погашении этого долга систематически предоставлялись отсрочки. Всего было предоставлено более 20 отсрочек. Однако состояние российской экономики было настолько неудовлетворительно, что внешний долг, даже с учетом предоставленных отсрочек, приходилось погашать за счет привлечения новых кредитов от международных финансовых организаций или участников Парижского или Лондонского клубов.

Лондонский клуб кредиторов – неформальное объединение частных кредиторов, созданное для урегулирования долгов перед участниками. По своим целям и задачам сравним с Парижским клубом кредиторов. Однако Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, чаще всего банков, а Парижский – объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. Иными словами, Лондонский клуб кредиторов специализируется на урегулировании займов, выданных частными кредиторам и государствам-должникам.

Процедура решения долговых проблем стран обычно Вперед. Поскольку страна может иметь невыполненные обязательства перед десятками банков, то от имени кредиторов создается так называемый банковский консультационный комитет, куда входят не более 15 банков, которым она должна больше всего. Этот комитет ведет переговоры о реструктуризации долга. Соглашение считается достигнутым только тогда, когда учтены интересы всех банков, задолженность перед которыми составляет 90–95% от общей суммы. Лишь после этого может быть подписан официальный договор.

Как правило, Лондонский клуб кредиторов идет на отсрочку выплат на два-три года. При этом проценты по займам чаще всего не пересматриваются. По результатам соглашения должник может получить дополнительный кредит для обслуживания текущего долга.

Российский долг, унаследованный от СССР, был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов в 1997 г. В банковский консультационный комитет входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank. По договоренности основная задолженность была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам – в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). В 2009 г. этот долг был полностью погашен.

Парижский клуб кредиторов (Parisian club of obliges) – неформальная организация, в рамках которой страны-кредиторы ведут переговоры со странами-должниками по вопросам пересмотра условий и изменения структуры государственных долгов. Создан в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Страны-кредиторы: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония.

С 1992 г. Россия проводила переговоры о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР, вступив в клуб в сентябре 1997 г. С вступлением в клуб Российская Федерация получила официальный статус международного кредитора. Это означает, что если та или иная страна-должник одновременно имеет задолженность перед Россией, то она автоматически принимает на себя обязательства возвращать долги Российской Федерации, как она делает это в отношении, например, США, Франции или Германии. Кроме того, после вступления в клуб Российская Федерация получила в свое распоряжение всю систему международного воздействия на 24 страны-должника, имеющие соглашения с этой организацией. Если страна-должник не выполняет своих обязательств, т.е. не выплачивает долги, то к ней могут применяться различные санкции, включая свертывание международных финансовых программ или серьезное давление со стороны политических лидеров других государств-кредиторов, входящих в Парижский клуб.

С другой стороны, принятие Российской Федерации в Парижский клуб наложило на нее обязательства по списанию части активов с тяжело обремененных долгами стран. Данный инструмент активно используется при урегулировании проблемы международной задолженности. В группу из 42 слаборазвитых стран, подпадающих под Инициативу по облегчению долгового бремени беднейших стран с высоким уровнем внешней задолженности но списанию долга, входят 26 должников Российской Федерации, в том числе 15 государств – в группу из 23 стран, для которых уже реализована Инициатива.

Вступив в Парижский клуб кредиторов, Российская Федерация достигла договоренности по оценке величины своих активов, по фиксации курса рубля к доллару США на уровне официального курса Госбанка СССР, существовавшего на момент подписания кредитного соглашения (примерно 0,59 руб. за 1 долл.), а также по признанию в качестве активов, с которыми страна вступала в Клуб, всех видов кредитов, в том числе военных. По состоянию на 1 января 2002 г. общий объем внешней задолженности Российской Федерации перед странами – членами Парижского клуба составил 42,56 млрд долл.

Значительная часть внешней задолженности Российской Федерации перед странами – членами клуба приходится на задолженность по кредитам Германии, которая составляла на 1 января 2002 г. 18,36 млрд долл. США, или 43,1% от общего объема задолженности перед странами – членами Парижского клуба. Из этой суммы 15,38 млрд долл. США, или 83,8%, составляет задолженность по долговым обязательствам бывшего СССР, принятым на себя Российской Федерацией.

По состоянию на 1 января 2002 г. объем задолженности Российской Федерации перед странами – членами Парижского клуба кредиторов уменьшился по сравнению с 1 января 2001 г. на 4,8 млрд долл. США при уменьшении объема задолженности по долгам бывшего СССР в указанном периоде на 2,7 млрд долл.

По состоянию на 1 октября 2007 г. долг России перед странами – участницами клуба составил 2,2 млрд долл. В 2009–2010 гг. у России не было задолженности перед государствами – кредиторами Парижского клуба.

Основные термины и понятия

Револьверный кредит (revolving credit) – возобновляемый кредит, применяемый на национальных и мировом рынках ссудных капиталов, который предоставляется в пределах установленного лимита задолженности и сроков погашения автоматически без дополнительных переговоров между сторонами кредитного соглашения; соглашение о предоставлении револьверного кредита оформляется аналогично кредитной линии.

Резервный кредит "стэнд-бай" (stand-by credit) – обязательство банка-эмитента перед получателем-бенефициаром произвести платеж в пределах указанной суммы в случае невыполнения приказодателем (импортером) своих обязательств по основному контракту.

Связанный кредит (tied credit) – ссуда одной страны другой, обусловленная обязательством страны-заемщика купить товары или услуги в стране, предоставляющей ссуду.

Смешанный кредит (mixed credit) – метод кредитования, который включает как экспортные кредиты., так и льготные долгосрочные государственные из фондов помощи. Участие государственного капитала позволяет снизить стоимость кредитования и продлить его сроки. Смешанный кредит является одним из наиболее активных средств борьбы за рынки развивающихся стран. Он применяется в условиях острой конкуренции, в особенности тогда, когда выигрыш сделки важен в национальных интересах, т.е. гарантирует сбыт продукции предприятий ключевых отраслей экономики страны, предоставляющей кредит.

Совместный кредит (participation loan) – кредитование несколькими банками одного и того же заемщика, причем банк, инициировавший выдачу кредита, принимает па себя обслуживание долга.

Стратегический кредит (stratcgic credit) – кредит, предоставляемый международной организацией (например, Всемирным банком) развивающимся странам и предусматривающий выполнение дополнительных условий перед его получением (например, проведение приватизации, установление валютного коридора и т.п.).

Товарный кредит (commodity credit) – разновидность коммерческого кредита, предоставляется в товарной форме.

Экспортный кредит (export credit) – кредит, предоставляемый иностранным покупателям или их банкам с целью финансирования товаров и услуг; средство стимулирования экспорта. В зависимости от того, кто кредитует иностранного покупателя, подразделяется на фирменный (коммерческий) и банковский.

Базельские соглашения (Basel I, Basel II, Basel III) – рекомендательные документы, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, помогающие центральным банкам разрабатывать наиболее точные нормативы в банковской деятельности. Первое соглашение 1988 г. (Базель I) содержало минимальные требования к относительной величине собственного капитала банков и стандартизированную оценку банковских активов, однозначно увязывая их с величиной кредитного риска. Второе соглашение 2004 г. (Базель II) рекомендовало подходить к оценке рискованности банковских активов на индивидуальной основе, использовать в этой оценке мнение независимых рейтинговых агентств, учитывать целый комплекс рисков и производные сделки. Третье соглашение разработано в 2011 г. (Базель III).

Пруденциальный надзор в банковском секторе – деятельность регулирующих органов, направленная на выявление и предупреждение нарушений кредитными организациями положений законодательства, ограничивающих банковские риски, т.е. нормативов банковской деятельности.