Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых

Трудновоспитуемость явление многоаспектное и одновременно интегральное. Π. Ф. Лесгафт выделил характерные типы школьников: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый – мягкий, забитый – злостный, угнетенный. Природа формирования каждого типа определяется теми условиями семейной жизни, в которых воспитывается ребенок. Каждый тип своеобразно проявляется в отношениях со сверстниками и воспитателями. Для воспитателя учет и педагогическая деятельность по преодоление его негативного своеобразия представляет определенные трудности.

Как отмечалось, трудновоспитуемость характеризуется проявлением неприятия требований воспитателя. Практика свидетельствует, что можно выделить следующие его формы:

открыто экстремистское – попытки блокировать, нейтрализовать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологического вакуума, "приклеивания" насмешливых кличек, демонстрации непризнания;

скрыто экстремистское – внешне поддерживая действия воспитателя, особенно в его присутствии, но всячески делая так, чтобы противостоять их реализации;

открыто агрессивное в виде бойкота действий воспитателя, проявляя действия или открыто активизируя окружающих на противодействие;

саркастическое – проявляющееся не только в недоверие к воспитателю, но и в неверии в его цели и способы достижения;

скрытое (исподтишка) – внешне проявляя безразличие или поддержку воспитателя, его положительных и отрицательных действий, одновременно, подстрекая других к противодействию. Одна из самых омерзительных форм проявления позиции личности;

безразличное, проявляющееся в не восприятии и не реагировании на воздействия воспитателя;

формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя, которое пронизывает недоверие к нему. Оба, и воспитатель, и воспитуемых в данном случае как бы живут в совершенно разных временных и пространственных измерениях.

Важнейшая задача различных категорий воспитателей – это обеспечение наиболее целесообразной педагогической деятельности по предупреждению трудновоспитуемости детей и подростков. С этой целью необходимо:

– глубокое знание родителями своего ребенка, воспитателями – своеобразие воспитанников;

– умение педагогически грамотно учитывать многообразие факторов, влияющих на своеобразие развития и воспитания ребенка, формирование у него трудновоспитуемости в своей социально-педагогической работе с ним;

– умение на основе знания своеобразия ребенка прогнозировать его развитие и проявление, а также цели и особенности воспитательной работы по их достижению;

– умение наиболее целесообразно реализовать свои воспитательные возможности в работе с ребенком;

– учить ребенка рациональному видению мира, развивать его умственные способности с самого раннего детства;

– умение педагогически грамотно организовывать взаимодействия основных субъектов воспитания.

Педагогу (социальному педагогу) принадлежит важная роль в предупреждении формирования детей трудных в воспитательном отношении. Не менее важная задача воспитателей – уметь строить воспитательную работу с детьми трудными в воспитательном отношении, преодолевая проблемы.

Для педагогически грамотной работы с трудновоспитуемыми требуется прежде всего выявить ее причины и индивидуальные особенности (своеобразие) ребенка. Так же как врач тщательно исследует организм больного, ищет и находит истоки болезни, чтобы приступить к лечению, так и педагогу необходимо вдумчиво, внимательно, терпеливо исследовать умственное, эмоциональное, нравственное развитие ребенка, искать и находить причину, в силу которой он стал трудным. С учетом полученной информации о воспитаннике педагог прогнозирует перспективы социально-педагогической деятельности, определяет и применяет на практике такие меры воспитательного воздействия, которые учитывают трудности и особенности индивидуального мира этого ребенка в интересах его целесообразного воспитания. Для достижения целей, нередко он привлекает других воспитателей, общественность.

В воспитательной работе с трудновоспитуемыми требуется особая настойчивость. Одновременно в социально-педагогической работе с трудновоспитуемыми необходимо способствовать созданию наиболее оптимальных условия для раскрытия дарований каждого, наиболее целесообразного и разностороннего развития, обучения и воспитания. Речь идет о максимальном раскрытии индивидуальности – "самости" ребенка (для него самого, родителей, воспитателей) и организации единства взаимодействия всех субъектов и объектов но ликвидации трудновоспитуемости па основе превращения объекта (трудного ребенка) в активный субъект самосовершенствования.

Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям не подходят. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, особенности, отклонения от нормы, пути воспитания.

Одновременно в процессе воспитания важно создавать соответствующую социокультурную среду.

Изложенное свидетельствует о том, что в воспитательной (социально-педагогической) деятельности необходима определенная неординарность. Именно поэтому далеко не каждый педагог может успешно работать с таким объектом воспитания. Для воспитателя важно, чтобы трудные дети для него были, прежде всего, воспитанниками, чтобы учение для них стало сферой утверждения высокого человеческого достоинства. А. С. Макаренко утверждал: бить на красоту, на чувство собственного достоинства – бить наверняка.

В работе с подростками необходимо максимально учитывать своеобразие возрастного периода, его исключительную важность в дальнейшем становлении характера формируемой личности. Очень корректно подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить его различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку.

Чрезвычайно важно в работе с трудными детьми правильно подбирать им поручения в классе и во внеклассной работе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников. Поручения должны нести в себе воспитательную роль, способствовать формированию определенных качеств личности: исполнительность, аккуратность, ответственность.

В каждом конкретном случае воспитательная работа имеет свое ОГЛАВЛЕНИЕ. Раскрыть различные технологии воспитательной и перевоспитательной работы практически невозможно. Здесь не всегда нужна изоляция воспитанника от естественной среды, от обычных условий, в которых он живет. В то же время в работе с отдельными трудновоспитуемыми обычные условия воспитания не приемлемы. Для них нужны специальные образовательные (исправительные) учреждения, уровень строгости в которых, режим и организация воспитательной работы соответствуют глубине деформации личности и агрессивности проявления. Обычные учреждения для них бесполезны, а для окружающих их детей опасны.

В литературе встречаются множество рекомендаций по работе с трудновоспитуемыми. Наиболее характерные из них следующие:

– в работе с каждым трудновоспитуемым искать свой подход и методы воздействия с учетом его своеобразия;

– проявлять заботу, уважение и, что самое трудное, любовь к ним. Многие из них обделены этим и нуждаются в любви близких людей, прежде всего родителей, учителей;

– говорить с трудным ребенком в соответствие с его возрастом, подчеркивая взрослость;

– уважать мнение ребенка, его взгляды, даже если они ошибочны. Влиять на них постепенно, стараясь постепенно переубедить;

– как подчеркивал А. С. Макаренко, необходимо забывать плохое, упущения и проступки ребенка сразу, учиться прощать, хорошее помнить всегда. Не допускать угроз по отношению к ребенку. Если ребенок чувствует, что прошлое помнят и будут напоминать, то будущее ему неинтересно. Зачем делать что-то хорошее, если его могут не заметить;

– верить в лучшее в ребенке: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. Уметь видеть положительное в нем, опираться па него;

– нельзя добиваться от ребенка обещаний, которые он не может выполнить, нельзя и воспитателю давать обещания, которые он не может выполнить или не выполняет;

– не лицемерить. Больше всего дети не любят, когда им врут;

– никогда не унижать ребенка. Критиковать можно плохой поступок, действие, а не личность;

– поддерживать усилия ребенка по самовоспитанию и перевоспитанию. Создавать позитивные ситуации развития и включать в них трудных детей, стимулируя их самопроявление;

– там, где есть возможность, активно использовать возможности коллектива в работе с трудным, вовлекая воспитанника в активное участие в его жизни, наиболее полное и целесообразное самопроявление.

Каждый ребенок, относящийся к трудновоспитуемым, – это личность со своими достоинствами и недостатками, индивидуальной позицией самопроявления. В работе с ним нет каких-либо строгих правил. Необходим комплекс мер с учетом складывающейся воспитательной ситуацией, позиции и состояния ребенка, а также возможностей воспитателя. Перспективы воспитания заключаются в ребенке, ситуации его развития, воспитания и в воспитателе, его подготовленности и способности обеспечить их достижения. Знание своеобразие ребенка, личностный уровень взаимодействия с ним – основной путь к успеху по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости.