Формы привлечения финансовых ресурсов

Колебания в кругообороте средств обосновывают потребность в заемных ресурсах на следующих принципах:

— привлечение финансовых ресурсов должно быть оптимальным по соотношению риска и затрат;

— ликвидность активов должна соответствовать срокам наступления выплат по обязательствам, привлеченным для их финансирования;

— валюта активов должна соответствовать валюте обязательств, привлеченных для их финансирования;

— следует использовать рейтинги для оценки надежности инструментов и организаций, их предлагающих.

Кредиторская задолженность — одна из особых форм привлечения финансовых ресурсов. Развитие авансового финансирования (предоплаты), разница в сроках начисления задолженности и ее уплаты (в налогах и взносах, а также оплате труда) способствуют использованию дополнительных финансовых ресурсов, часто -на постоянной остове. Кредиторская задолженность является дешевым источником финансовых ресурсов. По этим причинам важно выстраивать отношения с контрагентами, согласовывать условия заключаемых договоров, отслеживать сроки их оплаты. Критерии отбора поставщиков чаще всего следующие:

— соответствие качества поставляемого сырья, материалов, услуг отраслевым стандартам и цене;

— комплекс наиболее подходящих коммерческих условий (цены, сроки платежей, периодичность поставок);

— рекомендации собственной службы безопасности для уверенности в соблюдении контрактных обязательств.

Существуют организации, которые вообще не привлекают финансовые ресурсы, а используют только собственные средства и кредиторскую задолженность. Как правило, темпы роста этих предприятий ниже среднего показателя по отрасли.

Большинство предприятий в современном мире из-за сезонности бизнеса, нестабильности расчетов, нехватки средств для капиталовложений и т.п. часто использует следующие формы привлечения финансовых ресурсов:

— банковский кредит;

— сделки репо;

— факторинг;

— выпуск векселей;

— выпуск облигаций;

— размещение акций.

Чтобы найти эффективный инструмент привлечения финансовых ресурсов, необходимо приложить усилия, потратить время. Поэтому около 90% организаций идут по самому простому пути и привлекают средства через банковский кредит. Стоимость таких ресурсов изменяется в зависимости от суммы и срока кредита. Самый простой способ решения проблемы нехватки финансовых ресурсов — наличие лимита овердрафта в обслуживающем банке. Желательно, чтобы его величина составляла не менее 30% месячного оборота. Это самый надежный способ избегания кассовых разрывов. Овердрафт как форма банковского кредитования предоставляется только надежным и проверенным клиентам. В связи с этим целесообразно установить тесное сотрудничество с одним обслуживающим банком и проводить основную часть платежей именно через него, чтобы иметь возможность получить больший лимит овердрафта.

Помимо овердрафта решением проблемы может быть также наличие свободного лимита возобновляемой кредитной линии (если речь идет о крупных суммах непредвиденных расходов).

Если требуются средства на короткий промежуток времени (от недели), но пет возможности получить банковский кредит, то можно передать имеющиеся ценные бумаги банку с целью проведения сделок обратного выкупа (договор peno). Механизм таких сделок следующий:

- по первой сделке предприятие-заемщик реализует эмиссионные ценные бумаги;

- по второй сделке — приобретает те же самые эмиссионные ценные бумаги того же выпуска в том же количестве по ценам, установленным соответствующим договором.

Банк передает финансовые ресурсы предприятию взамен ценных бумаг предприятия с большим дисконтом. Банк всегда может продать эти акции при нарушении условий выкупа. Кроме того, ему не придется отслеживать кредитоспособность и ликвидность заемщика. Санкции за нарушение условий сделки репо рассчитываются таким образом, чтобы кредитору было безразлично, ком}' продавать имущество — заемщику по оговоренной стоимости или на рынке по рыночной цене, а заемщику было невыгодно отказываться от выкупа своего имущества.

Проблему привлечения финансовых ресурсов можно решить и с помощью факторинга. Согласно п. 1 ст. 824 ГК РФ факторинг является финансированием под уступку денежного требования. Факторинг также иногда называют кредитованием продаж поставщика.

Согласно договору факторинга (от англ. factor — агент, посредник) поставщик (продавец) реализует товар, но не получает за него плату от покупателя, а уступает финансовому агенту за комиссию право требования ее с покупателя. Механизм факторинговых сделок следующий:

— поставщик предъявляет банку документы, подтверждающие факт поставки продукции (работ, услуг) на условиях отсрочки платежа, и в этот же день получает от банка 15—90% стоимости контракта;

- при наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно фактор-фирме;

- когда задолженность погашена, фактор-фирма выплачивает поставщику оставшуюся часть стоимости контракта за вычетом своих комиссионных (0,5—30%), которые являются платой за оказание факторинговых услуг.

Наиболее выгодные условия фактор-фирмы предлагают клиентам, которые отвечают следующим требованиям:

- организация должна считать стремительный рост выручки одной из стратегических целей своей деятельности;

- среднемесячный оборот организации должен быть не ниже финансируемой суммы;

- срок отсрочки платежа, предоставляемой покупателю, не должен превышать 90 дней, а лучше 15—45 дней;

- с покупателями планируется долгосрочное сотрудничество;

- организация работает с большим количеством дебиторов. Иногда может быть заключен договор факторинга с регрессом, по которому при неоплате поставки в течение определенного периода может быть осуществлена обратная переуступка денежного требования поставщику (по одному или нескольким дебиторам). Стоимость факторинга при этом снижается в среднем на 10%.

В целом факторинг является выгодным инструментом финансирования продаж при завоевании новых рынков, при увеличении реализации продукции (работ, услуг), когда платежеспособность новых покупателей неизвестна, а налаживать управление дебиторской задолженностью самостоятельно организация отказывается. Имея подписанный договор на факторинговое обслуживание и согласованный список контрагентов, организация в случае нехватки оборотных средств всегда может оперативно в течение дня осуществить переуступку дебиторской задолженности в пользу факторинговой компании и получить необходимые средства для покрытия непредвиденных расходов. Но организации неохотно используют факторинг из-за его высокой стоимости.

Привлечь финансовые ресурсы можно и па рынке цепных бумаг. Но если для получения кредита предприятию придется раскрыть свою финансовую и управленческую отчетность только одному банку-кредитору на условиях полной конфиденциальности, то в случае выпуска публичных финансовых инструментов — векселей, облигаций или акций — организации придется стать полностью открытой и прозрачной перед любым покупателем соответствующих бумаг.

Ценная бумага — документ установленной формы, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Регламентируют виды ценных бумаг и сделки с ними следующие законодательные акты: гл. 7 ч. 1 ГК РФ, Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Вексель — это ценная бумага в виде долгосрочного обязательства, составленного в письменном виде в законодательно регламентированной форме, дающая лицу, которому он выдан (кредитору), безусловное право на получение (возврат) предоставленного им па определенных условиях долга. Если фирма планирует запустить инвестиционный проект и нуждается в крупной сумме порядка 100 150 млн руб., тогда стоит выпускать векселя. Несколько первых выпусков можно размещать на небольшой срок (три или шесть месяцев), что позволит создать кредитную историю предприятия. В течение срока инвестиционного проекта можно несколько раз выпускать и гасить краткосрочные векселя. После того как кредитная история сформируется, организации будет легче переходить к заимствованию более "длинных" денег.

Вексель является ценной бумагой, что обусловливает многие его преимущества и недостатки. Выпуск векселей чаще используется организацией как подготовительный этап перед началом работы с облигациями и акциями.

Облигация — это вид долгового обязательства, по которому ее эмитент обязуется выплатить держателю облигации фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем или выплачивать доход, размер которого заранее установлен в форме определенного процента к нарицательной стоимости облигации. 11роцедура выпуска облигаций производится по следующей схеме:

— принятие решения о размещении облигаций;

— утверждение решения о выпуске облигаций;

- подготовка проспекта эмиссии;

— регистрация проспекта эмиссии и решения о выпуске;

- размещение облигаций;

- регистрация отчета об итогах выпуска облигации.

Для акционерных обществ поминальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размер уставного капитала организации либо величину обеспечения, предоставленного третьими лицами для цели выпуска облигаций.

Через облигации с единовременным сроком погашения или со сроком погашения но сериям привлекаются средства на срок от одного месяца. Транзакционные издержки, связанные с их приобретением и продажей, достаточно велики, поэтому планировать операции с облигациями нужно в крупных суммах.

Среди крупных эмитентов, привлекавших займы через облигации, можно назвать Правительство Москвы, "Газпром", "Вимм-Билль-Данн" и др.

Акция — ценная бумага, которая предоставляет финансовые ресурсы предприятию, реализовавшему акцию, на неограниченный срок, но взамен доли прибыли предприятия.

Предприятие выпускает акции с указанием номинальной цены, т.е. символа стоимости акции, или исторической цены, отражающей размер уставного капитала предприятия, приходящегося на одну акцию на дату его формирования. Под воздействием спроса и предложения формируется рыночная цена акции и, соответственно, определяется объем ресурсов, привлекаемых предприятием.

IPO (от англ. initial public offering) позволяет организации привлечь максимально возможный объем финансовых ресурсов и повысить свою привлекательность на рынке.

Организация, привлекающая финансирование через выпуск акций, должна обладать:

- прозрачной структурой собственности, по возможности исключающей взаимозависимых лиц;

- прозрачной качественной финансовой отчетностью;

- привлекательными перспективами развития, понятными инвесторам;

- готовностью к частичной потере контроля над предприятием (организация должна продать сторонним инвесторам не менее 5% от своего уставного капитала — минимально необходимую величину для формирования ликвидного рынка акций предприятия).

Затраты организации на выпуск акций аналогичны затратам при выпуске облигаций плюс ряд дополнительных расходов по найму инвестиционных и WJ-агентств. После выпуска акций организация несет затраты на поддержание капитализации и проведение разнообразных мероприятий, направленных на формирование и утверждение положительного имиджа организации в инвестиционном сообществе, без которого эмиссия акций становится бессмысленной.

В целом организация может выбирать между различными формами привлечения финансовых ресурсов (табл. 9.1), но должна сопоставлять выгоды от использования средств с недостатками и расходами по их обслуживанию.

Таблица 9.1. Основные преимущества и недостатки различных инструментов привлечения финансовых ресурсов

Источники финансирования

Преимущества

Недостатки

Кредиторская задолженность

— Дешевый источник финансовых ресурсов;

— не требуются специальные знания;

— отсутствие разбавления собственного капитала

— Чем сильнее позиции поставщика на рынке, тем сложнее увеличивать отсрочку платежа

Банковский кредит

— Отсутствие разбавления собственного капитала;

— гибкость заимствования и погашения по срокам;

— не требуются специальные знания;

— приемлемый уровень стоимости ресурсов;

— на него практически не влияют колебания рынка;

— почти нулевые сопутствующие расходы

— Требуется поручительство или залог, стоимостью в полтора-два раза выше объема привлекаемых средств;

— высокий риск изменения процентной ставки;

— важна кредитоспособность заемщика;

— зависимость от взаимоотношений с конкретным банком;

— банк охотнее работает

с крупными организациями

Договор peno

- Отсутствие разбавления собственного капитала;

- гибкость заимствования и погашения по срокам;

- не важна кредитоспособность и ликвидность заемщика

Высокий дисконт в передаваемом имуществе и получаемых ресурсах

Факторинг

- Отсутствие разбавления собственного капитала;

- отсутствие залога или поручительства;

- возможность быстрого увеличения сбыта продукции;

- хеджирование рисков просроченной дебиторской задолженности, валютного риска, процентного риска (гарантируется, что стоимость предоставляемых ресурсов будет оставаться неизменной

в течение длительного времени);

- не требуется открытие расчетных счетов организации и ее контрагентов в определенном банке

Высокая стоимость обслуживания

Вексель

— Отсутствие разбавления собственного капитала;

— простая процедура выпуска;

— можно выписать несколько векселей, которые попадут к разным инвесторам,

— Обязательная бумажная форма;

— помимо процентных выплат потребуются дополнительные расходы на финансового

Вексель

а получить несколько займов от разных банков под один и тот же проект намного сложнее;

— вексель может быть передан другому лицу или выставлен на торги на вторичном рынке цепных бумаг;

— вексель не является эмиссионной ценной бумагой, поэтому его выпуск не нужно регистрировать

консультанта (0,2—0,3% от объема выпуска), который поможет правильно разместить векселя среди инвесторов и создать условия для обращения этих векселей на вторичном рынке;

— случаи подделки векселей провоцируют недоверие к ним со стороны участников рынка

Облигация

- Отсутствие разбавления собственного капитала;

- возможность привлечения средств мелких инвесторов;

- возможность привлекать "длинные" деньги по ставкам, аналогичным краткосрочным банковским кредитам;

улучшение структуры заемных средств организации, так как происходит замещение "коротких" денег "длинными";

организация с хорошим имиджем может привлечь ресурсы под более низкий процент, чем банковский кредит;

- не обязательна бумажная форма;

- может обращаться на бирже;

- создается публичная кредитная история для IPO

— Является эмиссионной цепной бумагой, поэтому выпуск облигаций нужно регистрировать;

— сложная процедура выпуска;

— дополнительные расходы:

— выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования организации

Акция

— Привлечение значительных финансовых ресурсов;

— поскольку эмиссия акций — не долговой источник финансирования, то капитал, полученный посредством выпуска акций,

не надо возвращать;

— можно обойтись без выплаты дивидендов по этим акциям

— Высокие транзакционные издержки;

— настороженность граждан к публичным эмиссиям;

— необходима исходная распыленность акционерного капитала (отсутствие контрольного пакета

в одних руках);

— длительный и сложный процесс подготовки