Формы организации воспитательной работы
В советской педагогике в теории и методике воспитания и в практике воспитательной работы школ, пионерской и комсомольской организаций разрабатывались и складывались различные формы организации воспитательной работы. В пионерской организации: линейка, костер, фестивали, походы по местам боевой и трудовой славы, сборы, маевка, митинг, тимуровская работа, деятельность КИДов (клубов интернациональной дружбы) и др. В комсомольской организации: комсомольское собрание, вахты, рейды, акции, десанты и т.п. В воспитательной работе школ: беседы, собрания, политинформации, вечера, утренники, диспуты, праздники, классные часы и др.
В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников.
• Массовые: тематические вечера, утренники, вечера вопросов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы, фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги, собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др.
• Групповые: кружки, студии, ансамбли, секции, классные часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки, "капустники", КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги общения и др.
• Индивидуальные: поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое совершенствование, компьютерные игры и занятия и др.
Любая классификация в педагогике из-за сложности рассматриваемых явлений достаточно условна. Условна и данная классификация форм воспитательной работы. Так, например, конференция отнесена к групповым формам работы, но если она проводится на уровне школы или как межшкольная, то она становится массовой, и так со многими формами работы.
Есть и другие классификации: по времени проведения и времени подготовки, по видам деятельности, по результату и др. Например, Е. В. Титова пытается развести понятия: мероприятие, дело и игра.
• Мероприятие — любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, исполняют, воспринимают и т.п.
• Дело — общая работа, важное событие, организуемое и осуществляемое членами коллектива на пользу и радость другим и себе.
• Игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Если разведение понятий "дело" и "мероприятие" в такой трактовке выглядит убедительным, то с игрой дело обстоит гораздо сложнее, так как любое дело или мероприятие может быть организовано как игра и для тех же целей — отдыха, развлечения, обучения.
Функции форм воспитательной работы:
• организаторская — отражает определенную логику действий и взаимодействия участников дела, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками;
• регулирующая — та или иная форма определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками;
• информативная — сообщение определенной суммы знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организация опыта жизнедеятельности.
Формы воспитательной работы, как и формы обучения, могут дополнять друг друга, переходить одна в другую. Включением воспитанников во все многообразие перечисленных форм решаются такие задачи во внеклассной воспитательной работе:
• осуществлять всестороннее воспитание учащихся;
• способствовать проявлению их общественной и познавательной активности;
• пробуждать и углублять интерес учащихся к различным областям знаний и видам деятельности;
• выявлять и развивать способности и наклонности детей;
• осуществлять профессиональную ориентацию школьников;
• культурно организовывать досуг.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
• добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
• разнообразие форм работы;
• демократичность и открытость всех форм воспитательной работы;
• активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
• широкое вовлечение всех учащихся;
• принцип романтики, игры и интереса.
Выбор форм воспитательной работы и технология их реализации зависит от поставленных целей, содержания работы, возраста участников, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога.