Формы организации интегрированного планирования цепи поставок
Различают три формы организации планирования: "сверху вниз" (break-down); "снизу вверх" (build-up); "цели вниз – планы вверх".
По методу "сверху вниз" работа по составлению планов начинается сверху, начиная с общих целей и задач единого плана цепи поставок. Затем эти задачи в более детализированной форме включаются в планы предприятий, входящих в цепь поставок, которые разрабатывают конкретные планы действий и анализируют наличия ресурсов, необходимых для реализации плана. Такая форма планирования позволяет разработать целевую функцию цепи поставок, но затрудняет возможность учесть и согласовать индивидуальные цели предприятий, сотрудничающих в рамках логистической системы.
При организации работ по методу "снизу вверх" расчеты начинают осуществляться с отдельных предприятий, а затем сводятся в единый план цепи поставок. Реализация такой формы планирования затрудняется сложностью создания единой системы взаимосвязанных целей.
Планирование "цели вниз – планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Сверху разрабатываются и формулируются цели для цепи поставки, которые согласуются с бизнес-планами предприятий. Такая форма планирования дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всех организаций.
В интегрированном планировании участвуют все предприятия, входящие в цепь поставок. Основой для выбора организационной структуры планирования служат масштабы цепи поставок, отрасль, в которой она функционирует, взаимоотношений между партнерами и т.п. Следует заметить, что организационная структура должна соответствовать технологии планирования.
В каждой цепи поставок для одного из партнеров цепи, а может быть и для участника категории "третья сторона", которая физически в цепи не представлена, существует возможность получить контроль за информационными потоками и процессами принятия решений, благодаря чему выигрывают все участники. Эту компания называют головной или фокусной.
В самом широком толковании под головной компанией в цепи поставок понимается компания, создающая ценность в цепи поставок через ряд совместных соглашений, заключаемых в целях оптимизации потребительских услуг и снижения общих затрат цепи поставок.
В качестве головной компании могут выступать производитель комплексного оборудования, подрядный производитель оборудования или провайдер категории 3PL или даже 4PL. Ключевая характеристика фокусной компании заключается в том, что эта организация, которая может создать эффективные союзы в цепи поставок и свести в команды, работающие совместно, лучших партнеров по цепи поставок. Однако она не доминирует во всей цепи поставок, скорее задает рамки собственной компетенции и демонстрирует их, координируя процессы принятии решений.
Таким образом, примерный перечень функций по организации планирования в цепи поставок может выглядеть следующим образом.
1. Головная компания формулирует цели цепи поставок, определяет приоритетность их выполнения. Экспертным путем устанавливаются условия достижения целей и разрабатываются задачи по достижению целей.
2. Затем головная компания рассылает для ознакомления предприятиям записки, содержащие предполагаемые показатели и перечень задач.
3. Предприятия оценивают реальность возможности достижения предложенных плановых показателей.
4. Предприятия выдвигают свои показатели. Они либо принимают полученные предложения, либо выступают со своими новыми планами.
5. Предприятия представляют свои бизнес-планы и согласовывают их.
6. Головная компания утверждает цели и основные показатели.
7. Предприятия утверждают свои производственные планы.
Кейс: "Компания Li&Fung и цепь поставок" [28]