Формы организации государства, политический режим
Как уже было отмечено, одно из важнейших направлений политико- географических исследований – изучение политической карты мира. Все политико-географические единицы, в совокупности составляющие эту карту, разделяются на две неравноценные группы: 1) государства, имеющие статус полного самоуправления, т.е. независимые государства, суверенные страны (их абсолютное большинство – свыше 190); 2) несамоуправляющиеся территории, находящиеся в той или иной форме зависимости от других государств.
Суверенные страны (независимые государства) имеют различные формы организации государства, важнейшей из которых является государственный строй: он может быть монархическим и республиканским, т.е. выделяются две формы правления и устройства основных институтов политической власти – монархия и республика.
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (например, царю, королю, шаху, эмиру и т.д.), получающему эту власть, как правило, в порядке наследования. Монархия может быть неограниченной (абсолютной) и ограниченной. Абсолютная монархия означает практически ничем не ограниченную власть монарха (примерами могут служить Бахрейн, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и другие государства). Ограниченная монархия в современном мире выступает в двух разновидностях: конституционной, когда верховная государственная власть ограничена конституцией, и парламентской, когда власть монарха ограничена парламентом. Вот несколько характерных примеров.
Швеция является конституционной монархией (королевством) с парламентской формой правления, глава которой (король) имеет чисто представительские функции, он выступает в качестве символа шведского государства и нации, а реальная законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту (риксдагу). Таким образом, король Швеции не имеет политической власти и даже не подписывает решений правительства. Его обязанность – открывать в октябре ежегодную сессию риксдага. Риксдаг избирается населением на три года путем прямого голосования на основе пропорционального представительства. Риксдаг, в свою очередь, избирает премьер-министра и утверждает состав правительства, которое обычно формируется лидером политической партии, имеющей парламентское большинство. Право голоса на выборах в риксдаг имеют граждане страны, достигшие 18 лет и проживающие в Швеции и за границей.
Подобная схема формирования высших органов законодательной и исполнительной власти характерна для многих стран мира как с монархической, так и с республиканской формой правления.
Пример ограниченной монархии – Великобритания, являющаяся парламентской монархией, так как в этой стране нет конституции в виде единого основного закона. Конституционное значение имеют законодательные акты, принятые парламентом, судебные прецеденты.
В настоящее время (с б февраля 1952 г.) на престоле находится королева Елизавета II, официальный титул которой гласит: "Елизавета Вторая, милостью Божьей королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и всех других своих царств и территорий, глава Содружества, защитница веры". Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой англиканской церкви; она имеет право созывать парламент на сессии, распускать палату общин, санкционировать законопроекты, принятые парламентом, ратифицировать международные договоры. Как видно, нрава королевы Великобритании чрезвычайно широки, но на практике все основные королевские прерогативы осуществляются кабинетом министров (правительством) и парламентом ("монарх царствует, но не управляет").
Совершенно иное положение в абсолютной монархии, примером которой может служить Султанат Оман на юго-востоке Аравийского полуострова, который, кстати, длительное время находился под контролем Великобритании. Здесь вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит главе государства – султану (с июля 1970 г. – Кабус бен Сайд бей Теймур), являющемуся также премьер-министром, верховным главою, главнокомандующим вооруженными силами; он занимает посты министра иностранных дел, обороны и финансов. Конституции в этой стране нет.
Характерная разновидность монархии – абсолютная теократическая монархия, когда монарх одновременно является религиозным лидером. Таких государств всего несколько: Ватикан, где главе государства – Папе Римскому – принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть; Саудовская Аравия, король которой совмещает власть главы государства (одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей) и духовного главы религиозной общины мусульман-суннитов, а также султанат Бруней.
Монархическая форма правления возникла еще в древности (Египет, Древний Рим в эпоху империи), но наибольшее распространение получила в Средние века и Новое время, хотя в XX в. соотношение между монархиями и республиками изменилось в пользу последних. В 2014 г. на политической карте мира насчитывалось лишь около 30 монархий.
Преобладающая в настоящее время республиканская форма правления возникла также в древности (Эллада, Древний Рим в период республики), но наиболее широкое распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории (ныне их более 140).
При республиканском строе все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются официальными представительными учреждениями (парламентами). Парламентам обычно принадлежит законодательная власть, а исполнительная – правительству.
Различают два основных вида республик: президентские и парламентарные. Отличительной чертой президентских республик является соединение в руках выборного президента полномочий главы государства и главы правительства, в связи с чем президент сосредоточивает в своих руках большую власть: он формирует правительство, имеет право на досрочный роспуск парламента и т.д. (примеры таких республик – Россия, США, Аргентина, Бразилия).
Парламентарная (или парламентская) республика основывается на формальном принципе главенства парламента, перед которым правительство несет коллективную политическую ответственность за свою деятельность. Роль президента в таких республиках значительно меньше, а главным действующим лицом, обладающим реальной властью, является премьер-министр, возглавляющий правительство (Италия, Польша, Финляндия, ФРГ, Австрия, Латвия, Индия и другие страны).
Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориального устройства (или административно- территориального деления), т.е. определенной системой территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Обычно АТД проводится с учетом экономических, исторических, национальных, природных и иных факторов. Его главные функции: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов, информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической и социальной политики, региональной политики, проведение избирательных кампаний и др.
Существуют две главные формы административно-территориального устройства – унитарная и федеративная. Первая из них появилась значительно раньше. В унитарном государстве (а таких – подавляющее большинство в современном мире) обычно действует единая законодательная и исполнительная власть, единая конституция, общая система права, что создает предпосылки для усиления центральной власти на всей территории государства, во всех его административно-территориальных единицах (департаментах, областях, районах и т.п.), которые не обладают сколько- нибудь значительным самоуправлением. К унитарным относятся Франция, Италия, Япония, Беларусь, Болгария и многие другие государства.
В отличие от унитарного, в федеративном государстве наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют и другие государственные образования – республики, штаты, провинции, земли, кантоны, территории, располагающие собственными законами и органами власти, хотя и "второго порядка", юридически обладающие определенной политической самостоятельностью и входящие в одно союзное (федеративное) государство. Составляющие его федеративные единицы могут принимать собственную конституцию, они имеют свои правовую и судебную системы. В большинстве таких государств (а их в мире немногим более 20) парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство федеративных единиц. Характерными примерами федераций являются США, современная Россия, Германия, Бразилия, Индия, Канада.
Большинство существующих ныне федераций – это страны с более или менее однородным национальным (этнолингвистическим) составом. Следовательно, их возникновение отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности развития. Мировой опыт говорит о том, что острота внутренних (включая межнациональные) конфликтов особенно велика в многонациональных и двунациональных странах. В начале 1990-х гг. она привела к распаду федеративных образований в Югославии и Чехословакии.
Наиболее редкая форма государственного устройства – конфедерация, при которой государства, ее образующие, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т.п.). Конфедерация (в отличие от федерации) – более рыхлое государственно территориальное образование, не имеющее единого гражданства, единых вооруженных сил. Создаваемые здесь общие органы не осуществляют прямой власти над гражданами государств-членов и сносятся лишь с их правительствами. Единой налоговой системы, как и единой финансовой системы, в конфедерации нет.
Из истории наиболее известны конфедерации: Швейцарская (1291 – 1798 и 1815–1848 гг.), Конфедерация Нидерландов (Республика Соединенных провинций, 1579–1795 гг.), Соединенные Штаты Америки (формально – с 1776 по 1787 г., фактически до 60-х гг. XIX в.), Германская Конфедерация (1815–1866 гг.). Как правило, конфедерация предшествует образованию федерации. Швейцария сохраняет название конфедерации, хотя фактически является федерацией.
Современной России присущи федеративные отношения образующих ее регионов-субъектов, которые подчиняются единому руководству страны (федеральным органам власти) и имеют в то же время значительные права на самоуправление. К этим правам относятся некоторые вопросы законодательного порядка, взимания налогов с населения (физических лиц) и самостоятельных производителей (юридических лиц), ведения регионального и местного хозяйства, развития сферы услуг и предпринимательства и др.
В настоящее время (март 2014 г.) регионами – субъектами Российской Федерации являются: республики (22), автономная область (1), автономные округа (4), области (46), края (9) и три города – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Всего, таким образом, 85 регионов-субъектов. Современное административно-территориальное устройство России характеризуется чрезвычайной усложненностью, весьма разнороден состав входящих в Федерацию регионов, отличающихся политическим и правовым статусами, масштабностью и уровнем развития экономики, особенностью разделения предметов ведения с федеральным центром, этническим составом населения, принципами их обоснования как объектов и субъектов управления. В связи с разнородностью регионального устройства страны не столь четко выражена иерархическая структура и организация административно- территориальных единиц.
Многие ученые отмечают необходимость серьезного преобразования государственного устройства России. Есть и противники таких взглядов. В любом случае это дело довольно отдаленного будущего, ибо такие преобразования возможны лишь в условиях полной социально-политической стабильности, экономического подъема, при тщательном учете существующих границ регионов – субъектов Федерации, интересов населяющих их народов, в органическом единстве с изменениями схемы экономического районирования страны.
В современном мире еще сохраняется несколько десятков политически зависимых территорий, не обладающих полным государственным статусом, но вместе с тем имеющих, как правило, определенные права местного самоуправления. Примерами могут служить заморские департаменты и территории Франции, Дании, а также владения США, Великобритании и некоторых других стран. Среди них есть страны со статусом "свободно присоединившегося к США государства" с правами самоуправления – это Пуэрто-Рико в Вест-Индии; близок к этому статус Северных Марианских островов в Тихом океане.
В то же время сохраняются территории, чей статус, по международным нормам ООН, остается неопределенным. К таким относится Западная Сахара (бывшая до 1976 г. владением Испании), в которой согласно резолюции Совета Безопасности ООН должен быть организован референдум по вопросу о самоопределении.
Особого внимания заслуживает Содружество, возглавляемое Великобританией, которое юридически было оформлено еще в 1931 г. под названием Британское Содружество Наций. В настоящее время это более 80 стран с общей площадью более 30 млн кв. км и населением свыше 1,2 млрд человек; это республики (разного типа), монархии, проводящие независимую политику, но всех их объединяет то, что в качестве верховной власти страны Содружества признают власть королевы Великобритании (рис. 14. 2). Таким образом, в Австралии, федеральном государстве в составе Содружества, где нет своего избираемого населением главы государства (президента), таковым является королева Великобритании, представленная здесь (и в других подобных странах – членах Содружества) генерал-губернатором, который назначается по рекомендации австралийского правительства.
Рис. 14.2. Содружество Наций, возглавляемое Великобританией: черным цветом обозначены страны Содружества
Функционирование той или иной политической (территориально- политической) системы раскрывается, в частности, в категории "политический режим". Последний представляет собой "совокупность характерных для определенного типа государств политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношении государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры". Политический режим рассматривается и как "среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе". Политический режим, будучи одной из основных категорий политологии, представляет несомненный интерес и для политической географии, так как охватывает целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества и, следовательно, составляет основу для анализа территориальной организации политической жизни, хорошо отражает ее постоянно меняющуюся мозаику.
При всем разнообразии классификаций политического режима (исходя из различных критериев) наиболее часто встречается достаточно комплексная типология, в которой обычно выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.
Понятие "тоталитаризм" (от лат. totalis – весь, целый, полный) было впервые использовано в 1920-е гг. итальянскими исследователями Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Муссолини, который назвал создаваемый им в Италии режим тоталитарным, имея в виду всеохватывающее государство, воплощающее "единую волю" народа.
При таком режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте, а население страны практически отстранено от участия в системе управления государством.
Основные задачи, которые решает тоталитарное государство, заключаются в следующем: 1) подавление "внешней" оппозиции, открыто выступающей против тоталитаризма; 2) создание репрессивного аппарата, устрашающего общество; 3) всеобъемлющий контроль за информацией; 4) борьба с действительным и мнимым инакомыслием в рядах тоталитарного движения; 5) организация постоянного пропагандистского воздействия на массу.
"Решая пять названных выше взаимосвязанных задач, формирующееся тоталитарное государство создает иерархически построенный аппарат, полностью контролирующий общество, стоящий над обществом и от него не зависящий".
В течение первого десятилетия после Октябрьской революции 1917 г. в России тоталитаризм вступил в стадию зрелости в СССР, а несколько позже, в специфических формах, в Италии и Германии, где в считанные годы была установлена фашистская диктатура, ликвидирована демократия, создан новый экономический строй. Главными особенностями германского фашизма были крайние, расистские формы национализма, стремление к объединению всех немцев в одном государстве и завоеванию для Германии на востоке "жизненного пространства", к завоеванию мирового господства, милитаризм, крайняя агрессивность, антисемитизм, контроль над умами людей.
Авторитаризм – это политический режим, при котором политическая власть находится в руках одного человека или группы лиц. Для него характерны полное или частичное отсутствие политических свобод граждан, ограничение деятельности партий и организаций, подавление оппозиции, роспуск или подчинение властям представительных учреждений, отсутствие разделения властей, применение политических репрессий.
В отличие от тоталитарных, авторитарные режимы обычно используют репрессии в завуалированной форме, не прибегая к массовому насилию. Авторитарное правление нередко сочетается с ограниченным политическим плюрализмом (допускается деятельность нескольких политических партий). Характерно также то, что авторитарная власть обладает большой способностью обеспечить общественный порядок, в случае необходимости – сконцентрировать усилия и ресурсы страны на решение назревших экономических проблем (например, в Республике Корея, некоторых государствах Юго-Восточной Азии).
Что же касается демократического режима, то его характерными чертами являются следующие:
• признание народа в качестве источника власти;
• выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям;
• подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;
• признание фактического равноправия граждан;
• провозглашение основных демократических прав и свобод;
• легальное существование плюрализма в обществе;
• наличие двух- или многопартийности;
• построение государственного устройства по принципу разделения властей;
• равенство всех граждан перед законом;
• создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего одной из важных социальных основ демократического режима.
Исследование, осуществленное экспертами Economist Intelligence Unit (аналитического подразделения британского журнала Economist), свидетельствует о том, что начиная с XXI в. практически во всех регионах мира развивается процесс демократизации. Для сравнительного анализа был разработан так называемый индекс демократии по 167 странам мира. Для расчета индекса использовано 60 разных показателей, которые подразделены на пять категорий: выборы и плюрализм, гражданские свободы, деятельность правительства, политическая ангажированность населения и политическая культура. Согласно рейтингу 2012 г., наивысший балл (полноценная демократия) получили экономически развитые государства Северной Америки, Западной Европы и Австралия (рис. 14.3). Далее следовали Латинская Америка (несовершенная демократия), Азия, Восточная и Центральная Европа, Океания, страны Магриба (переходные режимы). Последнее место занимают такие регионы, как Северная Африка, Ближний Восток (авторитарные режимы).
Рис. 143. Страны мира по индексу демократии, 2012 г. (классификация Economist Intelligence Unit):
– полноценная демократия; – несовершенная демократия; – переходный режим; – авторитарный режим; – нет данных