Формы мотивационного процесса
Первое, что мы должны отметить, – различные формы осуществления мотивационного процесса – произвольную и непроизвольную и, соответственно, осознанную и неосознаваемую. Возможно и их сочетание: часть звеньев в процессе мотивации идет непроизвольно, часть – осознанно и намеренно.
Вторая особенность мотивационного процесса заключается в том, что мотивация может идти развернуто, со многими звеньями или частично свернуто, с пропуском отдельных звеньев, которые не важны в конкретной ситуации действия. Частным случаем мотивации может быть запуск поведения актуализированной потребностью, когда не надо искать средства действия, оценивать вероятность успеха и последствия действия, степень владения навыками, свое функциональное или эмоциональное состояние. Этот случай мотивации можно было бы назвать мотивационным навыком, привычным способом или мотивационной установкой[1]. Такими же привычными способами строятся образы среды и решаются мыслительные задачи.
Например, желание при жажде выпить воды при наличии нескольких бутылок с водой не создает трудности в процессе мотивации – воду можно выпить прямо из бутылки. Другое дело, если перед питьем человеку поступит информация, что в одной из бутылок вода с ядом, в этом случае автоматического акта питья не будет – начнется оценка бутылок с водой на предмет обнаружения в них яда.
Как важную характеристику процесса построения побуждения к действию надо отметить участие в этом процессе прошлого, настоящего и будущего. Прошлое представлено в опыте субъекта при решении подобных задач и в навыках владения используемыми средствами деятельности, в прошлых знаниях тех условий, в которых развертывается поведение. Настоящее представлено актуализированными потребностями и имеющимися объектами, отвечающими предмету потребности, образом ситуации действия и планом деятельности с выделением промежуточных целей и действий, требованиями законов и норм морали. Будущее представлено в прогнозе развития ситуации, в том числе и возможных действий других людей, прогнозом последствий собственных действий и их оценкой.
Возможность описания мотивации как самостоятельного процесса создания побуждения к действию позволяет рассматривать мотивацию человека как высшую психическую функцию, в которой совместно работают различные процессы и используются различные средства:
а) потребности, эмоциональные процессы, уровень притязаний, личностные ценности;
б) познавательные процессы, мировоззрение, прошлый опыт, прогноз ситуации, самооценка;
в) навыки действий, функциональные состояния;
г) средства действий.
По аналогии с перцептивными, умственными и мнемическими действиями процесс мотивации можно было бы назвать мотивационным действием, но звучит это как-то сложно. В любом случае, построение побуждения к действию представляет собой в предельном варианте развернутую осознаваемую активность человека, с внутренними и внешними звеньями (операциями), в которой, как и в любой высшей психической функции, используются различные средства. То есть, мотивация является субъективной составляющей деятельности и представляет собой решение различных подзадач в процессе порождения деятельности.
Можно выделить три варианта мотивационного процесса:
1) формирование побуждения "здесь-и-сейчас" через развернутый осознаваемый процесс;
2) формирование побуждения по типу навыка или проявления установки (онтогенетически прошлое решение);
3) формирование побуждения через работу механизмов, закрепленных генетически (решение, найденное в эволюции).
Благодаря наличию мотивационных навыков и эволюционному решению мотивации поведения возникает иллюзия, что актуализированная потребность сразу вызывает нужное адаптивное поведение. Уже говорилось, что это может быть только частным случаем решения задачи на мотивацию. Эти решения могут сохраняться в опыте (памяти) субъекта или в нейронных механизмах организма и срабатывать в привычных условиях при актуализации потребности. Актуализированная потребность запускает процесс мотивации поведения, и в этом ее роль в мотивации, но в отдельных случаях она непосредственно может запустить поведение.
При социальных потребностях, удовлетворение которых достигается через выработку жизненных целей (выбор профессии, способов финансового обеспечения, места жительства и т.д.), процесс мотивации начинается с выбора таких целей-мотивов и способа их достижения через формирование плана действий и выделение промежуточных целей- средств. К выделенным действиям, направленным на достижение промежуточных целей-средств, затем строится процесс побуждения на основе общего смысла всех целей. И чем более четкими и желанными оказываются отдаленные цели-мотивы, тем устойчивее и надежнее оказывается мотивация промежуточных действий (например, поступление в вуз, учеба в нем, работа над собой как будущим профессионалом и т.д.).