Формы международного движения капитала. Структура капитала
Формы. Международное движение капитала реализуется в разных формах, при этом предусматриваемые национальными законодательствами виды и формы движения иностранного капитала не всегда совпадают с теми, которые проявляются в собственно международной сфере, что надо учитывать на практике.
По своим источникам происхождения капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на две категории: официальный, т.е. государственный, и частный капитал.
Официальный (государственный) капитал – это средства государственного бюджета, предусмотренные соответствующими его статьями и перемещаемые за рубеж либо принимаемые из-за рубежа по решению правительства согласно двусторонним или многосторонним договоренностям. Частный капитал – это средства корпораций и частных вкладчиков.
Виды государственного капитала. Прежде всего это все государственные займы, ссуды, дары (гранты), помощь и т.д., которые предоставляются одной страной другой стране на базе межправительственных соглашений. Другая разновидность официального капитала – это капитал, который предоставляется из средств международных организаций, – кредиты МВФ, МБР, структур ООН и пр.
Источником официального капитала являются средства государственного бюджета, в конечном счете – это деньги налогоплательщиков, и, соответственно, решения о такого рода перемещениях капитала из страны в страну принимаются при участии высшей представительной власти (в одних государствах парламенты обязаны выносить соответствующие решения, в других – выражают одобрение через комитеты или комиссии парламента, а в авторитарных государствах эти решения принимаются высшей исполнительной властью).
Частный (негосударственный) капитал – средства частных лиц, фирм, банков и прочих негосударственных организаций. Эти средства перемещаются из одной страны в другую по решению лиц или организаций, точнее, их собственников либо субъектов, наделенных полномочиями распоряжаться этими средствами.
Виды частного капитала. Эта категория международного движения капитала также отличается многообразием: инвестиции (капиталовложения) за границей частными лицами и фирмами, предоставление кредитов (торговых, межбанковских, на реализацию проектов и т.д.), займы.
Все эти формы и виды капитала входят в состав понятия "чистое движение капитала". Отдельные формы передачи (вывоза) финансового капитала:
• чистые дивиденды и проценты;
• чистая передача ресурсов на официальной основе;
• чистая передача ресурсов на расходной основе;
• использование официальных ресурсов.
Источником происхождения такого капитала выступают средства частных фирм – их собственные или заемные. Однако правительства довольно жестко контролируют и регулируют межстрановое перемещение капитала, и частные лица редко игнорируют тот или иной курс своего правительства. Но бывают исключения: в авторитарных странах владельцы такого рода капитала "решают" вопрос о перемещении капитала через "кухонную дипломатию".
Строение капитала. Капитал включает сложные структурные части и формы функционирования.
Предпринимательский капитал – средства, которые прямо или косвенно предназначены для вложения в производство с целью получения прибыли. Этот вид капитала выступает в форме частного, хотя бывают случаи использования и государственных средств для этих же целей (наиболее типичные случаи – нефтедобывающие арабские страны).
Ссудный капитал – средства, предоставляемые взаймы с целью получения прибыли в форме процентов. В международной практике в качестве ссудного капитала используется главным образом официальный капитал из государственных источников; в несколько меньших масштабах применяется международное (многонациональное) кредитование.
По сроку вложений капитал подразделяется на краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
Долгосрочными (более пяти лет) являются все вложения предпринимательского капитала в формах прямых и портфельных инвестиций, а также ссудный капитал в виде государственных кредитов (и займов), поскольку ссудные средства всегда предоставляются на довольно длительные сроки.
Среднесрочный капитал – средства, предоставляемые, как правило, на срок от одного до трех лет.
Краткосрочный капитал предоставляется на срок до одного года и выступает обычно в виде ссудного капитала в торговых кредитах.
В анализе международного движения капитала его обычно рассматривают в двух формах: прямых и портфельных капиталовложений (инвестиций).
Прямые инвестиции – вложение капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала. Такие инвестиции, как правило, имеют частное происхождение и связаны с вывозом предпринимательского капитала. Редко, но используется и государственный капитал через государственные фирмы и банки, осуществляющие зарубежные финансовые операции.
Портфельные инвестиции – вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не связанные с возможностями реального контроля нал объектами вложений (инвестирований). Эти виды инвестиций также выступают в своей основе как частные, хотя и государства могут использовать пункты инвестирования.
Деление международного движения капитала. Международная статистика рассматривает международное движение капитала в его следующих формах:
• прямые инвестиции; место приложения – за границей своего государства, они определяются как движение капитала между резидентом и нерезидентом, порождающее длительные экономические интересы и постоянные связи между ними;
• портфельные инвестиции, активы и пассивы; движение капитала, связанное с куплей-продажей ценных бумаг;
• прочие инвестиции, активы и пассивы; движение капитала, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами;
• резервные активы: монетное золото, СДР, резервная позиция в МВФ, иностранная валюта – все это движение капитала, связанное с активами, могущими быть использованными правительствами для покрытия сальдо платежного баланса.
Экспорт капитала осуществляется также в разных формах: экспорта государственного капитала, экспорта частного капитала, экспорта международных организаций.
Экспорт государственного капитала. Государственный экспорт (вывоз) капитала с 1960–1970-х гг. стал одним из главных инструментов утверждения национальных интересов стран за границей. С начала 1980-х гг. наметилось некоторое ослабление этой функции, так как экспорт капитала в больших объемах осуществляется через международные или национальные банки. Новое повышение роли государственного экспорта капитала связано с крушением коммунистической системы. Поскольку мировые державы непосредственно заинтересованы в определенной эволюции новых государств, они используют экспорт капитала как мощное политическое средство давления на них, а уже затем рассматривают как экономическую помощь. Известно, что экспорт государственного капитала осуществляется не по мотивам прибыли, а во многом исходя из политических и идеологических интересов, он, как правило, направляется в те страны и отрасли их экономики (в том числе сырьевые), где это необходимо с точки зрения интересов ведущих стран-доноров.
Доля государственного и смешанного капитала в общем вывозе капитала составила примерно 30% в 1988 г. (в 1970-е гг. – 40–42%) и около 35% в 1990–1995 гг. (быстрый рост); в последующие 12 лет она снизилась и в 1995–2007 гг. не превышала 30%, а в период 2008– 2012 гг. несколько возросла – до 32%, в основном, за счет развивающихся и переходных стран. Подавляющая часть капитала (около 90%) традиционно направлялась в развивающиеся страны, в конце 1990-х и в первые годы XXI в. география вывоза капитала стала изменяться – около 30% приходилось на Восточную Европу и СНГ – страны, которые прочно стали на путь трансформации экономической системы. Государства-экспортеры, как правило, создавали систему гарантий частных зарубежных инвестиций и кредитов, благоприятный климат инвестиционной активности для частных фирм (в этом важнейшая функция экспорта государственного капитала). Существует несколько видов такого рода поощрительных операций:
• безвозмездные субсидии и дотации;
• государственные долгосрочные кредиты на развитие (па 25–40 лет);
• государственные коммерческие кредиты;
• государственные гарантии частных экспортных кредитов.
Таким образом, государственный вывоз капитала, во-первых, представляет собой форму государственного регулирования в международной финансово-экономической сфере, компенсирующего недостаточную эффективность рыночного механизма в области международного притока капитала. Во-вторых, он выступает инструментом политики государств и международных финансовых учреждений. Об этом свидетельствует и вывоз капитала, осуществляемый посредством международных организаций: его доля в 2001–2012 гг. составляла около 16% всего вывоза капитала (в 1990–1999 гг. – 12%).
Вывоз капитала – это быстрорастущая функция ТНК, ТНБ и международных организаций, объясняющаяся все более масштабными сбоями в международной финансовой системе, становящейся крайне чувствительной к локальным финансово-экономическим кризисам (Азиатский кризис 1997 г., кризисы 1990-х гг. в Аргентине, Чили, Бразилии, Мексике, России; мировой кризис 2001–2002 гг., глобальный кризис 2008–2010 гг.). Особенно повышается значение форм государственной передачи финансовых средств вследствие обострения проблемы бедности и нищеты в странах Азии, Африки и Латинской Америки – проблема, которая объективно актуализируется в связи с новыми угрозами миру в результате перехода к вооруженным формам борьбы представителей обездоленных сегментов общества во многих развивающихся странах.
С точки зрения объемов оттока капитала ситуация аналогична притоку капитала в части концентрации основных объемов в развитых странах мира. Есть лишь одна, но существенная особенность: при всей нехватке инвестиционного капитала наблюдается интенсивный процесс оттока капитала из развивающихся стран, а также из новых трансформирующихся государств (в частности, СНГ), иногда отток капитала превышает объем притока ПИИ. Отметим, что США выступают крупнейшим в мире получателем и вторым по величине плательщиком (после Японии) по международным переводам в области передачи технологий: в 2007–2012 гг. было использовано 54% средств для оплаты международных счетов и осуществлено 24% платежей роялти и лицензионных платежей.