Формы и методы взаимосвязанной деятельности классного руководителя с учащимися
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм и методов работы с учащимися. За время развития деятельности классного руководителя в школе накоплен большой арсенал форм его воспитательной работы с учащимися.
Классный час характеризуется как форма организации воспитательной работы, как время, отведенное классному руководителю для общения с ученическим коллективом (1 раз в неделю).
Содержательная характеристика классного часа может быть представлена в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий:
– определение тематики классных часов совместно с учащимися;
– генерирование идей по его подготовке;
– определение цели, содержания и лиц, заинтересованных в их проведении, индивидуальная и групповая деятельность по их подготовке;
– проведение и анализ классного часа.
При определении тематики классных часов важно иметь в виду возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их потребности и интересы, этническую принадлежность, их ценностные ориентиры, уровень воспитанности учащихся и значимые события, происходящие в обществе, молодежной среде. Уточняя тематику классных часов, следует выяснить отношение к ней у всех субъектов воспитания и определить роль каждого в их реализации.
С изменением процесса воспитания меняются, как правило, его формы и методы. В целях воспитания свободной личности, способной жить и работать в многопартийной системе и рыночной экономике, приобретают большое значение формы и методы творческого характера.
В практике, например, в этом плане, зарекомендовали себя с положительной стороны творческие встречи за столом. Они помогают учащимся глубже попять события, происходящие в мире, в нашей стране, занять но отношению к ним свою позицию. Кратко остановимся на их характеристике.
Философский стол. Основное назначение его – раскрыть и научно обосновать сущность философской идеи, показать, чьи интересы она выражает. Обсуждаемой идеей может быть, например, "Суверенитет – “за” и “против”". Методика подготовки философского стола заключается в следующем. Определяется философская идея. Подбирается фактический материал, отражающий противоположные подходы к определению этой идеи. Затем выявляются сторонники обеих позиций среди учащихся, выбираются судьи из компетентных лиц. Таковыми могут быть и эрудированные ученики, и приглашенные из их ближайшего окружения (родители, родственники и др.). В их функции входит научное обоснование различных суждений.
Круглый стол предполагает организованный разговор по определенному кругу вопросов, заранее подготовленных и поступающих в ходе его деятельности. Круглый стол ведет ведущий, в обязанность которого входит группировать вопросы и определять, кому на них отвечать. На круглый стол приглашаются лица, сведущие в обсуждаемых вопросах, которые и дают обстоятельные ответы. Например, в 10-х и 11 -х классах можно провести круглый стол "Я самый лучший президент". Кандидаты в президенты (примерно 5 человек) аргументированно доказывают важность своих программ.
Проблемный стол проводится в целях обсуждения какой-то проблемы. Например, "Религия в современном мире" или "XXI век и национальные взаимоотношения", "Современное образование", "Молодежь и современные браки" и т.п. Ведущий ставит проблему, одни участники раскрывают ее сущность, истоки, причины возникновения и пути развития, вторые характеризуют способы решения этой проблемы, третьи знакомят с тем, как решается рассматриваемая проблема в реальной практике.
Таким образом, ученики приобретают умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, изменять сложившееся мнение, определять свое отношение к окружающему миру, осознают свою роль в складывающихся обстоятельствах и способы включения в активную деятельность.
Как известно, воспитание имеет внешнюю сторону – деятельность и внутреннюю – отношение. Для развивающейся личности важное значение имеет равноправное отношение субъектов воспитания, имеющее деятельностный характер и выражающееся в стремлении взаимного обогащения и стимулирования саморазвития, удовлетворения личных интересов и потребностей в единстве с интересами других.
Большими возможностями в развитии таких отношений располагает коллективно-творческое дело (КТД), которое возникло в 1960-е гг. и нашло широкое освещение в работах И. II. Иванова.
Каждое творческое дело разрабатывается в определенной последовательности. Варианты этой последовательности могут быть разными: сбор – старт – "мозговая атака", или "мозговой штурм", целью которых является определение задач и некоторых общих черт совместного дела, избрание совета дела, в функции которого входят выработка способов вовлечения членов коллектива в организацию и проведение планируемого дела, распределение обязанностей между членами микрогруппы.
КТД – это совокупность определенных действий, обеспечивающих взаимодействие, взаимопонимание, общение, самовыражение, самоутверждение. Это творческое коллективное дело, потому что школьники вместе с педагогами, взрослыми ведут поиск эффективных путей, способов, средств решения важной практической задачи.
Все КТД отличаются друг от друга по виду практической деятельности, которая ставится здесь на первый план.
КТД общественно-политического характера проводится в виде телемоста, аукциона политических терминов и политических ассоциаций, политобозрения в творческой форме пресс-конференции, фестиваля памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, в годы сталинских репрессий и т.п.
В КТД познавательного характера на первый план выступает развитие у воспитанников заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок. Познавательные КТД воспитывают интерес к различным источникам знания, стремление к разгадыванию непознанного, любознательность, наблюдательность, творческое воображение. В познавательных КТД учащиеся применяют, закрепляют и углубляют те знания, которые они получили в школе по гуманитарным и естественно-научным предметам, а также информацию, приобретенную в процессе просмотра и прослушивания теле- и радиопередач.
Коллективно-творческие художественно-эстетические дела развивают у ребят эстетические способности, эстетические взгляды, интерес к различным видам искусства, умения и навыки художественного творчества, формируют любовь к искусству, музыке, литературе.
Спортивные КТД формируют у школьников серьезное отношение к спортивно-оздоровительной жизни, физической культуре, к воспитанию в себе качеств крепкой и волевой личности, стремящейся к достижению поставленной цели. Именно спортивные КТД позволяют воспитывать такие личностные качества, как быстрота, ловкость, выносливость, настойчивость, смелость, реакция, коллективизм и дисциплина.
Основные идеи КТД по трудовому воспитанию могут быть выражены в форме "Трудовая лаборатория", "Трудовая мастерская" и др. Главные идеи: завтрашним фермерам достанется нс плодородная, а истощенная земля, больная, зараженная сорняками; многие отрасли народного хозяйства не имеют нужной техники; требуется длительная работа по восстановлению земли и производства. Цель этого КТД – овладеть способами восстановления и улучшения качества почвы, методами биологической борьбы с сорняками и вредителями, конструирования и сборки машин.
Реализовать перечисленные выше идеи возможно и путем широкого использования игры, приближенной к видам труда взрослого человека. Например, организовывается игра "Фирма", выбирается президент, под руководством которого разрабатывается устав акционерного общества, составляется коммерческая программа, определяются вопросы для изучения рынка сбыта, разрабатывается реклама, проектируются варианты построек или определяются пути восстановления местных народных промыслов и т.д.
Главным условием эффективности КТД является профессиональная компетентность классного руководителя, его способность к подлинному психологическому познанию, умение замечать душевные движения у учащихся.
Важное место в системе воспитания занимают тренинговые упражнения. Основной задачей классного руководителя, организующего упражнения, является создание условий для активной и самостоятельной работы над собой каждого ученика. В ситуации тренинга позиция классного руководителя – помочь каждому участнику тренингового упражнения понять самого себя, своих сверстников, увидеть себя глазами другого, контролировать свои мысли, действия, поступки, а не "учить", не "наставлять", не "судить", кто прав, кто виноват, дать возможность каждому оценивать себя самому, быть самим собой. Ответственность за ход тренинговых упражнений перекладывается на участников тренинга.
Эффективен такой труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов.
От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.