Формы и инструменты социального партнерства при взаимодействии бизнеса, государства и общества в области КСО

Социальное партнерство, получившее широкое распространение в российской практике, представляет собой систему взаимодействия бизнеса с местными властями и обществом, основанную на принципах сотрудничества и взаимного учета интересов.

Современные механизмы и инструменты взаимодействия бизнеса с заинтересованными сторонами в рамках социального партнерства представлены в табл. 5.10.

Таблица 5.10

Современные механизмы и инструменты взаимодействия бизнеса с местными властями и обществом[1]

Механизм

Инструмент

Регулярное информирование

Пресс-релизы, отчеты, разделы корпоративного сайта, информационные письма и т.д.

Обмен мнениями (диалог)

Переговоры, консультации, общественные слушания, круглые столы

Выявление мнений и интересов заинтересованных сторон

Опросы, анкетирование, фокус-группы, Интернет-блоги и другие интерактивные сервисы, ответы на запросы

Участие в мероприятиях, проводимых заинтересованными сторонами

Доклады, участие в дискуссиях

Экспертные обсуждения

Консультативные и экспертные комитеты, рабочие группы

Совместная деятельность

Программы, проекты, акции, мероприятия, выработка общих позиций по существенным вопросам

Субъектам бизнеса важно понимать, что взаимодействие с заинтересованными сторонами не сводится к их информированию о достигнутых успехах. Под взаимодействием нужно понимать регулярный последовательный процесс, основанный на построении диалога между компанией и ее заинтересованными сторонами. Центральными этапами этого процесса являются:

• выявление мнения и ожиданий заинтересованных сторон в отношении необходимых шагов по повышению социальной ответственности компании;

• интеграция ожиданий заинтересованных сторон в деятельность компании;

• оценка эффективности принятых мер и информирование о них заинтересованных сторон;

• переход к следующему циклу взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Основные сферы деятельности и применяемые формы социального партнерства представлены в табл. 5.11.

Таблица 5.11

Сферы деятельности и формы социального партнерства[2]

Сфера

Форма

Образование

Грантовые конкурсы для студентов и преподавателей. Стипендиальные программы.

Программы профессиональной ориентации. Программы развития специальных навыков, адресованные отдельным категориям жителей (инвалидам, детям-сиротам и т.д.)

Здоровый образ жизни

Корпоративные спортивные программы (для сотрудников и членов семей).

Городские спортивные мероприятия.

Поддержка детского и юношеского любительского спорта.

Развитие новых видов спорта, востребованных среди молодежи

Социальная среда

Грантовые конкурсы для общественных и муниципальных организаций, оказывающих социальные услуги жителям.

Акции с участием жителей, работников компании, муниципальных работников и т.д.

Программы развития добровольчества.

Целевые программы, направленные на повышение социальной адаптации детей-сирот, пожилых, инвалидов и т.д.

Сфера

Форма

Культура

Целевые программы, направленные на повышение знания жителями города своей культуры и истории. Поддержка объектов культуры (включая акции и специальные мероприятия)

В табл. 5.12 представлены инструменты реализации социального партнерства российских компаний с местными властями в рамках КСО на территориях ведения хозяйственной деятельности.

Таблица 5.12

Формы и механизмы реализации социального партнерства и их преимущества[3]

Форма социального партнерства

Механизм реализации

Преимущества партнерства

Координация и софинансирование

Диалоги и общественные слушания.

Грантовые конкурсы.

Фонды местных сообществ

Достижение баланса интересов регионального развития и приоритетов компаний. Повышение адресности программ.

Снижение расходов на социально значимые программы (с обеих сторон).

Повышение эффективности программ благодаря профессиональному управлению

Подключение компаний к целевым программам региональной (муниципальной) власти

Разовые или программные акции, включая участие сотрудников компани и в качестве добровольцев. Целевые программы.

Бесплатное предоставление в социально значимых целях товаров или услуг, которые производит компания

Применение новых методов реализации программ, включая интерактивные

Передача программ, выведенных компаниями на устойчивый уровень работы, администрациям городов

Целевые программы, возможно, в сочетании с акциями

Для местной власти – получают программу, в которой реализован наиболее затратный этап (разработки и запуска). Для бизнеса – выведение программы на более устойчивый уровень, не требующий от компании постоянной включенности в управление ею

В табл. 5.13 представлены примеры акций в рамках социального партнерства в регионах.

Таблица 5.13

Примеры акций в рамках социального партнерства[3]

Регион

Компания- партнер

ОГЛАВЛЕНИЕ акций

Москва, Санкт- Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Волгоград, Ростов-на- Дону, Самара

"Сити-банк"

"Потому что мне не все равно!"

В рамках дня волонтера было реализовано 25 социальных проектов в семи российских городах. Непосредственную помощь получили около тысячи человек

Приморский край, Волгоградская, Самарская, Орловская, Ростовская, Свердловская области, Москва, Санкт- Петеребург и др.

Coca-Cola

Hellenic

"Зеленые Команды Кока-Кола".

С 2004 г. каждый год сотрудники компании в десятках городов России принимают участие в проектах по уборке городских парков, берегов рек, озер и прудов, выезжают с экологическими "десантами" в заповедники или природные территории. Программа реализуется в сотрудничестве с местными школами, вузами, экологическими организациями, органами образования и администрациями городов и поселков. В программе принимают участие более 2 тыс. человек ежегодно

г. Саратов

"Лукойл" "БАТ Россия"

"Сиреневая аллея".

Благодаря объединенным усилиям двух компаний, поддержке местной администрации и участию активистов в городе посажены кусты сирени на одной из улиц

г. Новгород Великий

"Дирол Кэдбери"

"Гордись!"

В 2005–2009 гг. компания реализует культурно-образовательный проект – ежегодный конкурс работ, посвященных истории города. В конкурсе могут принять участие все жители города и области. Работы победителей размещаются на информационных щитах, установленных на улицах города

Республика Удмуртия

"Роснефть"

Доставка детей в школу.

В течение ряда лет компания участвует в целевой программе Министерства науки и образования республики по доставке в школу автобусным транспортом детей, проживающих в отдаленных деревнях, где школ нет. Ежегодно министерство и компания объединяют средства для приобретения достаточного количества автобусов

Магнитогорск

Магнитогорский металлургический комбинат

В рамках городской целевой программы "Наш двор", ориентированной на строительство и обновление 19 детских досугово-спортивных площадок, направлено 5,4 млн руб.

Особым механизмом реализации социального партнерства являются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве и трехсторонние соглашения по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. На уровне переговорных процессов выделяют три основные модели социального партнерства[5].

Первая модель типична для северной Европы, она сформировалась в Скандинавии, Финляндии и Бельгии. Здесь государство активно вмешивается в трудовые отношения и регулирует их. В этой модели социальное партнерство существует на трех уровнях – общенациональном, отраслевом и уровне компании. Так, в Бельгии на общенациональном уровне функционирует Национальный совет по труду. В нем участвует одинаковое количество представителей от каждого из партнеров. На следующем, отраслевом, уровне создаются паритетные комиссии. На двусторонней основе между предпринимателями и профсоюзами вопросы решаются на уровне компании.

Вторая модель социального партнерства характеризуется заключением коллективных договоров, главным образом на уровне компаний. Такая модель типична для США, Канады, Японии, а также некоторых стран Латинской Америки. Союзы предпринимателей и профессиональные союзы оказывают влияние на законодательный процесс через своих депутатов, а через него – на отношения между социальными партнерами.

Третья модель распространена в странах Центральной Европы (в Германии, Австрии и др.) и может считаться промежуточным вариантом вышеописанных моделей. В ней главным моментом социального партнерства является отраслевой уровень. На общестрановом уровне соглашения между тремя сторонами не принимаются, речь идет лишь о консультациях, которые не являются обязательными. С помощью этой модели основные переговоры ведутся на уровне отраслей. Коллективные договоры в компаниях обычно не заключаются. Компании ориентируются на показатели отраслевого соглашения и руководствуются им. Одна из форм практического воплощения этой модели – это так называемое образцовое соглашение, создаваемое и заключаемое в отрасли промышленности и служащее ориентиром для других. Такая модель популярна в Голландии и Швейцарии. Так, в Голландии 200 отраслевых соглашений охватывают большинство компаний и их сотрудников. В Швейцарии около 500 региональных и отраслевых соглашений охватывают почти 1,5 млн работников.

В России используется первая модель социального партнерства по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Практический инструментарий социального партнерства является социальным капиталом бизнес-структур, общества, регионов и государства в целом. От качества его использования зависит реализация принципов социальной справедливости в обществе.

Самостоятельная работа

Предложите принципы социальной справедливости, которые могут быть положены в основу развития отношений государственночастного партнерства.