Лекция 7. ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Изучив эту главу, вы будете:
знать
• основные характеристики организационных форм инновационного менеджмента:
• критерии эффективности управления качеством инновационных проектов создания и развития бизнес-инкубаторов;
• характеристики технопарков как межфирменной организационной формы инновационного развития;
• характеристики венчурных компаний как форм инновационного развития;
• характеристики фондов палевого капитала как перспективной формы развития инновационного менеджмента;
уметь
• использовать механизмы управления качеством инновационных проектов создания и развития бизнес-инкубаторов на стратегическом и тактическом уровнях;
владеть
• методами исследования процессов управления качеством инновационных проектов создания и развития бизнес-инкубаторов но элементам петли качества.
Общая характеристика организационных форм инновационного менеджмента
Организационные структуры инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация – предприятие (или подразделение предприятия), для которого научные исследования и разработки являются основным видом деятельности.
В соответствии с Рекомендациями Фраскати в России действует Вперед классификация научных организаций по секторам пауки и типам организации, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:
• Государственный сектор:
– организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая федеральные и местные органы;
– некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли. В основном занимаются исследовательской деятельностью, касающейся общественных и административных функций.
• Предпринимательский сектор:
– организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства;
– частные некоммерческие организации, обслуживающие предпринимательский сектор.
• Сектор высшего образования.
– университеты и другие вузы, независимо от источников финансирования или правового статуса;
– научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем вузов и управляемые ими или ассоциативные с ними;
– организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Министерства образования и науки РФ).
• Частный некоммерческий сектор:
– частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли: профессиональные общества, фонды (кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору), союзы, ассоциации, благотворительные организации;
– частные индивидуальные организации.
Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам, поскольку небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи.
Малый исследовательский бизнес сформировался в 1960-х гг. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190–200 тыс. человек. Каждая из них ориентировалась на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом они покрывали 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.
Японские компании отчисляют значительную долю от объема продаж (в передовых отраслях 8–10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой технологии.
Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый {венчурный) бизнес, представленный самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработке и производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры-новаторы. Эта форма бизнеса широко распространена в США, Западной Европе, Японии.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий. Обычно они неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам, виолентам, коммутантам и могут быть дочерними у более крупных фирм.
Для создания венчурных фирм необходимо наличие трех компонентов:
– идеи новации: нового изделия, технологии;
– общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
– рискового капитала для финансирования.
Финансирование таких фирм осуществляется в двух основных формах: путем приобретения их акций либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
Венчурный капитал – средства не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, вкладываемые в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
В отличие от других форм инвестирования венчурная имеет ряд особенностей:
– долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме;
– предоставление средств на длительный срок;
– активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.
Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.
Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.
Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на определенный срок. За это время фирма-эксплерент должна добиться успеха. Капиталовложения делаются в пять этапов с учетом двух правил:
– каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало (explain по-английски значит оправдывать), т.е. если эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта;
– каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.
Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских". Они работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и начала выпуска продукции.
Поведение фирмы как потребителя инноваций можно определить по избранному ею варианту проведения технологических изменений.
В случае стабильной технологии высокая потребность в технологических инновациях появляется при возникно
вении спроса, развитии производства и на этане зрелости продукции.
При использовании плодотворной технологии потребность в инновациях также невелика, так как удовлетворение спроса происходит путем модификации продукции или освоения новых изделий без существенных изменений первоначальной технологии их производства.
В случае изменчивой технологии потребность в инновациях для поддержания жизненного цикла спроса существует постоянно на всех его стадиях.
Фирмы, следующие принципу изменчивой технологии, как правило, относятся к технологически активным отраслям (например, электроника, химическая промышленность, фармацевтическое производства). Большинство отраслей машиностроения относятся к отраслям со средней технологической активностью и, следовательно, со средним уровнем потребности в инновациях.
Небольшие по размерам венчурные фирмы и фирмы- эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной мировой экономике.
Когда привлекательная для рынка новинка уже создана, перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема производства. Для этого фирма-эксплерент заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшее себя новшество. Промедление с тиражированием грозит появлением копий и аналогов. Союз с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения определенной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.
При ориентации на узкий сегмент рынка такими партнерами становятся фирмы-патиенты, работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Действуют такие фирмы на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции для них связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.д. Эти фирмы, как правило, прибыльны, но существует вероятность принятия и неверного решения, ведущего к кризису. Поэтому на фирмах-патиентах существует должность инновационного менеджера, главной задачей которого являются снижение риска жизнедеятельности фирмы и создание комфортных условий для работы сотрудников в инновационной сфере.
В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты – фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом и высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих "средние запросы" к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты работают в "окрестностях" максимума выпуска продукции. Задачей их научно-технической политики является принятие решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензии) и снятии ее с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.
Как и фирмы-патиенты, фирмы-виоленты прибыльны. В них также предусмотрена должность инновационного менеджера.
Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты, действующие на этапе падения спроса на продукцию. Задачей их научно-технической политики является принятие решений о своевременной постановке продукции на производство и степени технологических особенностей изделий, выпускаемых виолентами; о целесообразности внесения в них изменений для удовлетворения требований потребителей местного рынка. Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо знать специфику покупателя; сложившуюся ситуацию на рынке; точно, оперативно и достоверно прогнозировать возможные кризисы.