Формы государственного устройства зарубежных стран
Форма государственного устройства (политико-территориальная организация государства) – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.
В отличие от формы правления форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
В конституциях почти всех стран мира в том или ином объеме содержатся нормы, относящиеся к территориальной организации государства. Конституционно-правовой институт политико-территориальной организации государства включает нормы, правовую и политическую практику:
– определяющие территорию и границы государства;
– устанавливающие способ политико-территориальной организации государства;
– связанные с распределением компетенции между государством и его составными частями;
– связанные с порядком взаимоотношения государства и его составных частей.
Во многих конституциях вопросы территории и границ не регулируются, а иногда и не упоминаются (Бразилия, ФРГ, Канада, Швейцария и др.).
Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные: унитарную и федеративную.
Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование.
Основные признаки:
– единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;
– единая система высших органов государственной власти;
– единое гражданство;
– единая система права;
– единая судебная система;
– территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.
Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, Япония и др.).
Если территория унитарного государства делится только на административно-территориальные единицы – это простое унитарное государство. Но оно может быть сложным, если наряду с административно-территориальными единицами в него включаются автономные образования. В Великобритании созданы автономные образования: Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс. Данные автономии имеют собственное законодательство, систему судебной власти, местное самоуправление и церковь (так же как Палестинская автономия в рамках Израиля).
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает персональную автономию (Шведская народная ассамблея в Финляндии, скандинавский совет саамов трех стран Швеции, Норвегии и Финляндии).
Корпоративная автономия связана с определенными лингвистическими общностями, которым отдается определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие, работающие в районах расселения первой, обязаны знать национальный язык данной местности.
Национально-территориальная автономия осуществляется только в случае компактного расселения национальных меньшинств. Принято различать две формы такой автономии: административную, при которой автономии построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая), и политические, имеющие небольшие признаки государства (Северная Ирландия – в Великобритании, Корсика – во Франции).
В отдельных странах базой государственного устройства является нечто вроде федерации на основе политической автономии составных частей – регионалистическое государство (Испания, Италия, Шри-Ланка). Так, в Италии существует пять особых областей, положение которых определяется специальным статутом, принимаемым в форме конституционного закона, их областные советы издают областные законы, но по ограниченному кругу вопросов[1].
Понятия "федерация" "федеративное государство" употребляются во многих конституциях (Аргентина, Пакистан, ФРГ), могут входить в официальное название государства (Федеративная Республика Нигерия).
Федерация – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. В отличие от унитарной это сложная форма, которая в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.
Характерные признаки:
– территория федеративного государства в политико-административном отношении не является единым целым, она состоит из территорий субъектов федерации;
– субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;
– субъекты федерации в пределах установленной для них компетенции обладают правом издания законодательных актов;
– субъект федерации может иметь собственную правовую и судебную систему;
– двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм);
– действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации;
– гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом;
– двухканальная система налогов;
– национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность – американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность;
– в классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу;
– ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).
Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Австрия, Швейцария, Индия, Австралия, Мексика и др.). Принято различать национальные, национально-территориальные и территориальные федерации.
Национальные федерации (Чехия, Бельгия, Эфиопия) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:
– субъектами федерации являются национальные и национальногосударственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;
– национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;
– высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;
– правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.
Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:
а) субъекты федерации не являются государствами, так как их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации;
б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;
в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют права создавать в мирное время профессиональные вооруженные формирования.
Национально-территориальная федерация – часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а Квебек – по национальному. К таким странам также относятся Нигерия и Коморские острова.
Структура федераций различна, в наиболее простом варианте федерация состоит только из субъектов (Австрия, Танзания). Федерации, в которых субъекты обладают одинаковыми полномочиями, называются симметричными. Составные части федерации занимают неодинаковое положение – нередко считается, что субъектами федерации являются штаты, а другим субъектом – государство, между которыми существуют конституционно-правовые отношения (Бразилия, Нигерия). Однако большинство федераций мира – асимметричные (различные виды субъектов федерации и присоединившихся территорий – Пуэрто-Рико в США, различное представительство в органах государственной власти – Германия и т.д.).
В теории конституционного права считается, что субъекты федерации не обладают суверенитетом, тем не менее в конституциях Мексики и Швейцарии присутствует слово "суверенитет" по отношению к штатам (кантонам). Если в Мексике – это суверенитет по отношению к внутренним делам штата, то в Швейцарии суверенитет ограничивается федеральной конституцией.
Штаты не имеют права выхода (сецессии) из федерации, но тексты конституций не содержат соответствующих положений, так как их отрицают в своих решениях органы конституционного контроля. Единственная страна, конституция которой содержит право на сецессию, – Респу
блика Эфиопия (1994 г.), но оно принадлежит не субъектам федерации, а национальным группам.
Конституции федеративных государств предусматривают несколько способов разделения компетенции между федерацией в целом и ее составными частями:
1. Установление исключительной компетенции федерации. Нс включенные в нее вопросы относятся к компетенции штатов (Коморские Острова, Танзания, Занзибар).
2. Установление исключительной сферы законодательства федерации и ведения штатов (Канада, Швейцария, США).
3. Разделение по трем сферам – исключительная компетенция федерации, совместная компетенция федерации и субъектов федерации и исключительная компетенция субъектов федерации (Индия, Эфиопия, Пакистан).
Кроме унитарных и федеративных государств существуют ассоциированные государства:
1. Конфедерация – союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство. Конфедерация – это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью "мягкого" развода составных частей федерации.
Примером конфедерации были: Швейцария до 1848 г. (затем преобразовалась в федерацию); ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г. А. Насера. Распалась через три года, в 1961 г. Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала в течение семи лет (1982–1989), после чего распалась.
Квазиконфедерация – более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными и часто – отдаленными друг от друга частями. Квазиконфедеративные отношения обычно существуют в силу исторических традиций между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом. Примерами квазиконфедеративных отношений могут служить Дания и Фарерские острова, Гренландия; Голландия и Нидерландские Антильские острова (Кюрасао и Бокайро); США и Пуэрто-Рико, Великобритания и острова Пролива, остров Мэн.
2. Содружество – объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:
– интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);
– языковым единством (Британское Содружество Наций);
– общностью правовой системы, культуры и религии (Лига арабских стран).
Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества реализуется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 2 ноября 1996 г. принят модельный Уголовный кодекс).
3. Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.
Цель сообщества – сбалансировать экономический и научно-технический потенциал входящих в него государств. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
4. Ассоциация – объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.).
Действующая Ассоциация стран Тихоокеанского региона (АСЕАН): Таиланд, Малайзия, Сингапур и других направлена на поддержание мира и порядка в регионе.
5. Союзы – объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитичекие факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Совет государств Балтийского моря, Союз Беларуси и России и др.).